В этой части речь пойдет о снаряжении, которое используется для организации полиспастов.
Также рассматриваются вопросы безопасности применения различного снаряжения.
http://www.risk.ru/users/fedor/1544/● Тянуть полиспаст надо равномерно, без рывков и пиковых усилий. Так называемая работа на
«раз, два – взяли!» категорически не допускается. При таком способе очень легко пропустить
момент зацепления какого либо компонента полиспаста за рельеф или другую причину
перегрузки и начать «рвать» систему.
Так же при этом способе возникают опасные пиковые (раскачивающие) нагрузки на станцию и
другие компоненты. Считается, что если спасатели вынуждены тянуть таким способом, то
это сигнал о том, что в системе полиспаста что-то сделано неправильно.
Это значит, что, прежде чем добавлять количество тянущих, или повышать усилие
полиспаста, или прилагать большие усилия тяги, необходимо остановиться, разобраться
в чем причина и попытаться наладить полиспаст таким образом, чтобы можно было
тянуть без рывков.
Способ тяги, которым работают спасатели можно назвать « рука – через руку»: таким
способом, плавно перехватывая руками веревку, поднимают флаг на флагштоке.
● Основное правило безопасности при работе с полиспастами называется коротко - СТОП!
Это означает, что любой спасатель, заметивший какие-либо существенные неполадки в
работе полиспаста ИМЕЕТ ПРАВО И ДОЛЖЕН!скомандовать СТОП! Услышав такую
команду, все спасатели должны Сразу же! остановиться и передать её по цепочке: стоп,
стоп, стоп…, чтобы услышал каждый. Только остановившись, начинают выяснять, в
чем причина. По мнению моих канадских инструкторов спасателей – выполнение этого
очень важного правило уберегло немало спасателей от травм и даже гибели.
Хочу вкратце привести пример из собственной практики, так как лично имел шанс
прочувствовать всю необходимость этого правила около 20 лет тому назад
на спасательной тренировке:
Я был сопровождающим и висел на веревке с пострадавшим за спиной. Мои друзья
бодро вытягивали нас вверх полиспастом, работая на «раз, два – взяли». В результате
перетерлась и лопнула веревка на станции (разумеется, это произошло еще и потому, что
станция была сделана с грубыми ошибками). Этот момент случайно! заметил один из
ребят, который в то время не был задействован ни на страховке, ни на вытаскивании.
Благодаря его крику все, кто был наверху, схватились за веревку и держали нас на руках
около 10 минут, пока восстанавливали полностью разрушенную станцию. Поскольку
народа было немного, товарищ, страховавший нас отдельной веревкой, бросился на
помощь остальным держать грузовую веревку. При этом он забыл заблокировать
страховочную веревку. В общем ошибка на ошибке. Последствия этих ошибок могли быть
весьма печальные, так как дело было на недостроенном здании, и внизу были плиты с
густо торчащей вверх арматурой. Так что все могло закончиться в лучших традициях
Голливуда…
● Следующее важное правило работы с полиспастами ограничивает количество человек,
работающих на полиспасте:
Фактор тяги (haul factor) - число, полученное от умножения ТВ полиспаста на количество тянущих не должно быть больше 18.
Это значит, что полиспаст 3:1 должно тянуть не более 6 человек, Полиспаст 2:1 – не более 9 человек и т.д.
При натягивании переправ рекомендуют использовать фактор тяги не более 12.