Страница 1 из 1

По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Ср мар 26, 2008 1:53 am
zavkhoz
Мнение участника

Айбатулин Р.Т.
Москва, мастер спорта по спортивному туризму, руководитель походов шестой категории сложности по рекам: Китой, Карагем, Аргут, Чуя, Чулышман, Башкаус, Малый Нарын, Чон-Кемин, Кекемерен, Шахдара, Гунт.

Команда относительно полностью справилась с поставленной задачей: исследовала спортивную часть реки Сатледж (от границы с Китаем вплоть до выхода на равнину), составила ее описание и прошла значительную часть препятствий на реке. Выделены принципиальные участки реки, общий характер которых не изменится даже после муссона. Маршрут пройден в режиме полного первопрохождения, поэтому осматривалось буквально каждое препятствие, большинство из них страховалось.

Приятно поразила Спити: невзрачная поначалу на вид река оказалась жестким гималайским «Башкаусом» в квадрате. Сложная, техничная, насыщенная препятствиями река наряду с большим падением, наличием протяженных крутопадающих каскадов с обилием камней, сливов и «бочек» выставляет высокие требования экипажам и команде в целом. Безаварийное прохождение возможно только сильной группой, имеющей за плечами не одну стандартную советскую «шестерку». Удивляет и то, что действительно при разведке препятствий не создается того впечатления, что получаешь уже сидя в упорах и оттолкнувшись от берега. Большой уклон делают воду максимально жесткой и коварной. Однако за всем этим приходится констатировать факт, что все-таки не столь большой для наших «четверок» расход реки в это время года позволял нам везде сохранять положительную плавучесть, а основную опасность представляли для нас навалы на камни, которые вкупе с большим падением и мощной струей могли в итоге привести к аварии. Поэтому правильный подбор экипажа, слаженность в его действиях и взаимопонимание выходят на Спити на первое место. Следует учесть, что приведенная лоция может оказаться бесполезной после ближайшего сезона муссонов, поскольку все камни перемоет, и каждая следующая группы будет идти в режиме первопрохождения.

Сатледж после слияния со Спити имеет принципиально другой характер препятствий и вместе с тем очень разнообразный. Уклон реки на большем ее протяжении уменьшается, но расход воды увеличивается почти вдвое. Участки мощных струйных порогов (а-ля Кекемерен) с возросшими размерами «бочек» сменяются участками быстротоков или спокойной воды. Местами (например, в районе Akpa или Срединном участке, на отрезке между плотинами) река, наоборот, прорезает горы «мини-карагемскими» прорывами, прохождение которых связано с большим риском для жизни. Ниже Akpa Сатледж уходит в пройденный нами величественный каньон с препятствиями, как правило, завального типа, чем-то по характеру напомнившим некоторым из нас Сарыджаз: такие же громадные камни-дома в русле и на берегах создают соответствующий фон. Совершенно не оправдал надежд Нижний участок, после Rampur, который международные справочники относят к 4-5 к.с., но на котором в действительности, кроме одного порога 5С нет почти ничего серьезного. Разве только как экзотика воспринимаются пальмы по берегам и на скалах, и скачущие по ним обезьяны. Но прохождение Нижнего участка позволило нам полнее ознакомиться с регионом и получить полную картину о Сатледже на большем его протяжении. Откровенно жаль полностью обвезенного Срединного участка реки. По ряду причин, но в первую очередь из–за нехватки времени, и, во-вторых, из-за откровенно индустриального характера реки на участке между плотинами. Но если ставить чисто спортивную цель покорения всего Сатледжа, то, безусловно, этот участок надо отработать, и к нему следует отнестись очень серьезно и заложить порядка пяти дней на попытку его прохождения. По более высокой воде, например, в начале сентября должно быть вполне проходимо на катамаранах-двойках 60-ти километровое, грандиозное ущелье (обезвоженное у нас) от действующей ГЭС до Rampur и это можно выделить в отдельный самодостаточный маршрут.

В целом, я не стал бы делать категоричных заявлений, что это сложнейший маршрут из пройденных или виденных мною, но связка рек Спити-Сатледж действительно относится к маршрутам верхнего эшелона шестой категории сложности и может рекомендоваться только многоопытным командам с соответствующим подбором средств сплава.

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Вс мар 30, 2008 1:51 pm
ravil
Петя, ты скоро выложишь материалы целиком по Сатледжу?

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Пн мар 31, 2008 1:43 am
zavkhoz
ravil писал(а):Петя, ты скоро выложишь материалы целиком по Сатледжу?


Картинки осталось добить: http://kat2.ru/trip/region/himalaya/sketch/sutlej/

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Пн мар 31, 2008 6:09 pm
ravil
хорошо, вижу, добивай...

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Ср апр 16, 2008 10:38 pm
zavkhoz
Все, добил :)

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Сб апр 19, 2008 9:06 am
whirl
А фотографии в раздел фото будете заливать?

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Пн апр 21, 2008 10:29 pm
zavkhoz
whirl писал(а):А фотографии в раздел фото будете заливать?

а смысл :)

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Ср апр 23, 2008 8:33 am
ravil
Да того, что в статье есть наверно достаточно...

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Пт апр 25, 2008 12:19 am
zavkhoz
А я понял фото из статьи заливать в галерею. Это не понятно зачем.

А вот если есть другие и интересные, то это пожалуйста. Туда можно ссылку дать.

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Вс апр 27, 2008 9:24 am
whirl
Почему не стоит заливать в галерею? Это разные ресурсы.

Re: По следам Гималайских воспоминаний

СообщениеДобавлено: Вс апр 27, 2008 5:31 pm
zavkhoz
Возможно, конечно. Но дублирования избежать хочется.
Можно в статью вообще не вставлять фотки, а делать ссылки на галерею.

Впрочем в галерее есть возможность комментировать - это плюс.
Так что если есть желающие, то они могут залить и в галерею... :wink: