Я же здесь выложу только верхнюю часть, чтобы было проще смотреть и ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.
При беглом просмотре цифры в таблице повергают в шок. Пожалуй, можно только согласиться с распределением мест.
Я уверен, что эти цифры просто подгонялись под заранее известное распределение.
0) Чертовски жаль, что МКК не дала возможности Максу Гончаруку подать Шуйлоу. Я считаю, это сильный маршрут и он точно был бы в тройке. Дальнейшее распределение мест определялось политикой.
1) Давайте начнем с самого очевидного. Команда Цветковой прошла после нас по части нашего маршрута, по существенно низкой воде. Её команда прошла Black Canyon - это наверное 3-4 кс с одним порогом 6А на 30 км и рафтовый коммерческий участок с порогами 5В-5С-6А (это те которые можно идти). Это 5 с элементами 6 кс. То есть - это ПЯТЕРОЧНЫЙ маршрут с тремя порогами 6 кс. При этом его сложность как минимум в два раза ниже нашей оценки. Очевидно, что новизна это маршрута =0. Про их безопасность ничего не могу сказать. Но напряженность. Это бред!!! Как напряженность этого матрасного похода соизмеряется с маршрутом №2. Это небо и земля. В моем понимании напряженность здесь отрицательная. А полезность как и новизна =0.
То есть надо признать, что интегральная оценка порядка 60 баллов. и место этого похода за пределами десятки.
2) Сравнение сложностей. Выскажу свое мнение, ибо не понимаю, что обозначают эти цифры. Первых два маршрута заведомо сложнее следующих. Существенно. Я бы даже сказал, что по локальным участкам вполне возможно, что маршрут №2 сложнее. В интегральном смысле они наверное более менее равны. Но если фиксировать цифры первых двух маршрутов, то у последующих цифры должны быть ниже.
3) Безопасность. ОТ этого параметра я просто в шоке. Нам в 2006 за Шахдару-Гунт дали практически нулевую безопастность. Но у маршрута №2 она хуже, чем у нас тогда. И по идее должна быть отрицательной. Как у Норд-Оста в 2006. Но здесь, у нас (№1) безопасность хуже, чем у №2. Хуже в полтора раза.
отсюда
Сплав речка Ийдере
Начали сплав тандемом. Страховка с берега слабо реальна. Вся ориентировка с наплыва. От порога №1 до порога №4 шли все сразу. Несколько раз вылетали на камни отдыщаться. Зачалиться полноценно не получалось. Перед порогом №4 чалка на правый берег. Кат 1 зачалился с трудом. Кат 2 зачалился на левый берег, но с него не просмотреть порог. Пришлось перечаливаться, не получилось. Кинули морковку, лопнула. Кат 2 порог №4 прошел сходу. Им удалось аварийно зачалиться на левый берег между порогом №5 и №6. Кат 1 пошел сразу за ними, зачалились там же. Оба ката были аварийными. По рации связались с водителями, по правому берегу всегда идет дорога. Перекинули им морковку, они зацепили основняк, набили перила над рекой. Четверо остались ремонтировать суда, остальные переправились ставить лагерь. Лагерь поставили ниже на очень красивой полянке.
На утро переползли к катам. Было решено дойти до порога № 8 тендемом, зачалиться на правый берег на галичный остров. Весь участок просмотрели заранее. Участок до порога №8 прошли без проблем. Зачалились на галечный остров. Перейти с него на берег оказалось проблемой, правая протока мощна. Перетащили каты через остров, протока шириной метров 7. Кат 1 стал перечаливаться, не получилось. Ушли вниз. В пороге №8 кат месило в первом сливе, потом удалось уйти влево, прошли через все основные сливы. Зачалились на правый берег за порогом №10.
Поставили принудительные чалки и страховку катам на кораблике. Кат 2 занесли выше и с трудом перечалили через протоку. Кат 2 прошел по такой же траектории, зачалили без проблем. Кат 2 был переломан. Вся команда была уставшая и сильно побитая.
Порог №11 прошли катом 1 сборной командой. Зачалились перед плотиной принудительно. Обнесли и пошли порог №12, заранее поставив страховку и чалки за основным сливом. Кат 2 увезли на ремонт на место ночевки. Кат 1 прыгнул в слив в пороге №12, сломал три продолины. Зачалиться удалось только на левый берег через 500 метров. Далее на веревке перечалили на правый берег и увезли в лагерь. Там из двух катамаранов собрали один. Кат 2 пошел порог №12 по утру. В сливе жестко размесило, кильнуло через карму с отрывом от воды двух баллонов, все четверо оказались в воде. Трех отловили на морковке, четвертый на кате пошел вниз. Попытки поймать были тщетны. В бочке, в поселке Икиздере его заварило, там мы при помощи веревок достали кат и беглеца. На этом сплав по этой сильнейшей реке был закончен.
Скажу только одно. У нас такой жути НЕ БЫЛО. НО безопасность у нас ХУЖЕ.
Но как после этого напряженность маршрута №2 можно сравнить с матрасным походом маршрута №4 Цветковой???????
4) Новизна. Мы брали Анды. Леша Казаков брал Турцию. У него первопроход 2 рек (уточнить - российский, или вообще. были ли там каякеры?), и у нас первопроход (оговорю сразу, мы первые из русских, и первые не на каяках). Новизна в обоих маршрутах более чем заметна. Глобальное отличие только в регионах. Сколько маршрутов в год МКК имеет из Турции, и сколько из Перу. Их Перу за все время существования МКК - 4 штуки. Два из них принадлежат Кирсанову по малой воде. Один мы частично повторили, плевались что есть сил. Ибо даже в нашу высокую воду это шкуродерка. А в турцию на майские ездят также часто, как в на дачу в выходные.
Итого - наверное, с этими оценками можно согласиться, хотя точные числа с двумя знаками после запятой вызывают подозрения к подгону результата.
5) Не очень понятен маршрут №5. р. Левый Белин - р. Б. Бильдык - р. Кызыл-Хем, р. Кадыр-Ос, - р. Н.Кадрус, р. Балык-Тыг-Хем, р. Каа-Хем. Первую, вторую, третью и седьмую реку в прошлом году прошел Верхотуров. Его оценили как 5 кс. Причем частично по этому маршруту возят неподготовленных туристов. А вот собственно и заметка автора. там вообще нет ни слова про что-то выше 4+. Откуда такие баллы?