Айбатулин Р.Т.
Москва, мастер спорта по спортивному туризму, руководитель походов шестой категории сложности по рекам: Китой, Карагем, Аргут, Чуя, Чулышман, Башкаус, Малый Нарын, Чон-Кемин, Кекемерен, Шахдара, Гунт.
Команда относительно полностью справилась с поставленной задачей: исследовала спортивную часть реки Сатледж (от границы с Китаем вплоть до выхода на равнину), составила ее описание и прошла значительную часть препятствий на реке. Выделены принципиальные участки реки, общий характер которых не изменится даже после муссона. Маршрут пройден в режиме полного первопрохождения, поэтому осматривалось буквально каждое препятствие, большинство из них страховалось.
Приятно поразила Спити: невзрачная поначалу на вид река оказалась жестким гималайским «Башкаусом» в квадрате. Сложная, техничная, насыщенная препятствиями река наряду с большим падением, наличием протяженных крутопадающих каскадов с обилием камней, сливов и «бочек» выставляет высокие требования экипажам и команде в целом. Безаварийное прохождение возможно только сильной группой, имеющей за плечами не одну стандартную советскую «шестерку». Удивляет и то, что действительно при разведке препятствий не создается того впечатления, что получаешь уже сидя в упорах и оттолкнувшись от берега. Большой уклон делают воду максимально жесткой и коварной. Однако за всем этим приходится констатировать факт, что все-таки не столь большой для наших «четверок» расход реки в это время года позволял нам везде сохранять положительную плавучесть, а основную опасность представляли для нас навалы на камни, которые вкупе с большим падением и мощной струей могли в итоге привести к аварии. Поэтому правильный подбор экипажа, слаженность в его действиях и взаимопонимание выходят на Спити на первое место. Следует учесть, что приведенная лоция может оказаться бесполезной после ближайшего сезона муссонов, поскольку все камни перемоет, и каждая следующая группы будет идти в режиме первопрохождения.
Сатледж после слияния со Спити имеет принципиально другой характер препятствий и вместе с тем очень разнообразный. Уклон реки на большем ее протяжении уменьшается, но расход воды увеличивается почти вдвое. Участки мощных струйных порогов (а-ля Кекемерен) с возросшими размерами «бочек» сменяются участками быстротоков или спокойной воды. Местами (например, в районе Akpa или Срединном участке, на отрезке между плотинами) река, наоборот, прорезает горы «мини-карагемскими» прорывами, прохождение которых связано с большим риском для жизни. Ниже Akpa Сатледж уходит в пройденный нами величественный каньон с препятствиями, как правило, завального типа, чем-то по характеру напомнившим некоторым из нас Сарыджаз: такие же громадные камни-дома в русле и на берегах создают соответствующий фон. Совершенно не оправдал надежд Нижний участок, после Rampur, который международные справочники относят к 4-5 к.с., но на котором в действительности, кроме одного порога 5С нет почти ничего серьезного. Разве только как экзотика воспринимаются пальмы по берегам и на скалах, и скачущие по ним обезьяны. Но прохождение Нижнего участка позволило нам полнее ознакомиться с регионом и получить полную картину о Сатледже на большем его протяжении. Откровенно жаль полностью обвезенного Срединного участка реки. По ряду причин, но в первую очередь из–за нехватки времени, и, во-вторых, из-за откровенно индустриального характера реки на участке между плотинами. Но если ставить чисто спортивную цель покорения всего Сатледжа, то, безусловно, этот участок надо отработать, и к нему следует отнестись очень серьезно и заложить порядка пяти дней на попытку его прохождения. По более высокой воде, например, в начале сентября должно быть вполне проходимо на катамаранах-двойках 60-ти километровое, грандиозное ущелье (обезвоженное у нас) от действующей ГЭС до Rampur и это можно выделить в отдельный самодостаточный маршрут.
В целом, я не стал бы делать категоричных заявлений, что это сложнейший маршрут из пройденных или виденных мною, но связка рек Спити-Сатледж действительно относится к маршрутам верхнего эшелона шестой категории сложности и может рекомендоваться только многоопытным командам с соответствующим подбором средств сплава.