Автор: Leo_Msk
Дата: 17 Мая 2010 16:12
Группа туристов из Москвы, в составе которой Антон Ряжкин проходил реку Бахтиари, приносит глубокие соболезнования родным и близким Антона.
Антон былс нами всего несколько дней, но сразу вписался в наш коллектив, будто бы мы были знакомы долгие годы… Его смерть для нас – невосполнимая утрата. Мы в шоке от произошедшего, и постоянно спрашиваем себя- что еще можно было сделать для того, чтобы предотвратить трагедию.
Светлана Цветкова, Леонид Горенбург, Петр Медведев, Андрей Шетухин, Анастасия Воейкеова, Валерий Бакланов, Виктор Туморин, Анатолий Скуратов.
Для тех, кто хочет понять, как происходят такие вещи - даже с такими опытными людьми, как Антон - привожу реконструкцию событий.
В мае 2010 г. группа туристов-водников под руководством Светланы Цветковой запланировала прохождение маршрута по р. Бахтиари в Иране. Идея прохождения реки принадлежала Антону Ряжкину, воднику из Екатеринбурга, который в прошлом году с другой группой прошел часть этой реки и хотел в этом году пройти по реке дальше. Группа состояла из 5 экипажей катамаранов-двоек – 4 московских и 1 из Екатеринбурга (Ряжкин-Бакиров).
30 мая мы прилетели в Тегеран и к вечеру добрались до реки, поставив лагерь на берегу ниже плотины строящейся ГЭС.
1 мая собрали суда и выплыли. Прошли несколько километров, сложных препятствий не было, первым экипажем шли Ряжкин-Бакиров, т.к. на этой части реки Антон уже был и знал приметы препятствий. Проблем при сплаве не было.
2 мая продолжили сплав. 1-го и 2-го мая шли дожди, уровень воды поднимался. Подошли к порогу Лагерный, осмотрели его. Решили не начинать его обработку в условиях поднимающейся воды и поставили лагерь на левом берегу над порогом. Дождь продолжал идти, и на наших глазах за несколько часов уровень воды поднялся более, чем на 1 метр. Было решено, что проходить порог и продолжать сплав при таком уровне воды нецелесообразно, поэтому на 3 мая назначили дневку.
3 мая устроили дневку. Дождь прекратился, и к вечеру вода упала до первоначального уровня и поменяла цвет- вместо темно-коричневой стала белесой. Поэтому решили 4 мая продолжить сплав.
4 мая начали обрабатывать порог Лагерный.
Описание порога «Лагерный»
В начале порога река делится на 2 рукава большим островом. Левая протока прямее и полноводнее, правая, изгибаясь, на оконечности острова прижимается к скалам правого берега и сливается с основной струей через гряду больших обливняков, прохождение через которую выглядело проблематичным. Кроме того, с той точки на левом берегу, на которой были зачалены наши суда, заход в правую протоку был невозможен. Поэтому правая протока для прохождения не рассматривалась. В левой протоке порог начинается прямым разгонным участком длиной около 100 м с валами, редкими обливниками и небольшими бочками. Течение очень быстрое (около 25 км/час), струя жесткая.
Напротив оконечности острова протоку перегораживает мощная косая бочка (килючая), которую возможно обойти справа, цепляя кусты на острове, либо слева, но проход слева подперт крупным камнем правого берега, стоящего в 5 м за бочкой.
После бочки струя, сливаясь со струей из правой протоки, через 15-20 м прижимается к скалам правого берега, река делает плавный левый поворот. После прямого участка около 30 м – мощная бочка (килючая), имеющая чистый проход слева и проблематичный проход справа.
После этой бочки струя идет прямо, и примерно через 30-50 м образует мощный прижим к скалам правого берега, т.к. река делает левый поворот. После данного прижима река успокаивается, хотя встречаются отдельные мощные валы и небольшие бочки. Но скорость течения остается крайне высокой.
Прохождение порога «Лагерный»
Было решено проходить порог в следующем порядке: 1) Горенбург-Шетухин; 2) Ряжкин-Бакиров; 3) Бакланов-Туморин. 2 экипажа (Воейкова-Скуратов и Цветкова-Медведев) решили обнести первую часть порога, за первую большую бочку. Это упрощало для них попадание в чистый проход слева от второй мощной бочки.
Была определена планируемая линия движения: на заходе смещаться от левого берега к правому, обходя первую мощную бочку справа, затем, уходя от прижима правого берега, стремиться обойти вторую мощную бочку слева, за ней зачалиться (там большое улово).
Горенбург-Шетухин после прохождения должны были обеспечивать активную страховку катамараном, поэтому решили идти разгруженными и обнесли вещи за порог. Ряжкин-Бакиров решили идти с вещами, чтобы обеспечить большую устойчивость катамарана при пробивании валов и бочек.
Были расставлены спасконцы (3 шт.), фото- и видеосъемка.
Около 11-00 начали прохождение. Горенбург-Шетухин стартовали. Обойдя на заходе обливники и бочки, сместились немного больше, чем требовалось, вправо, и, обойдя первую мощную бочку, с рудом справились с уходом от прижима к правому берегу. В результате экипажу не хватило времени для смещения под левый берег для обхода второй бочки, и экипаж был вынужден пробивать бочку в ее правой, менее мощной части. Это удалось, хотя и с большим трудом и с риском оверкиля. После этого экипаж успешно зачалился в намеченном месте и встал на страховку.
На прохождение пошли Ряжкин-Бакиров. При этом страховка спасконцами по-прежнему была готова. Необходимо отметить, что оба члена экипажа были полностью экипированы – неопреновые гидрокостюмы, защитные костюмы, хорошие спасжилеты, каски. Их катамаран – екатеринбуржского производства, много раз опробованный и привычный для обоих.
После подготовки, подкачки и еще одного осмотра порога Ряжкин-Бакиров стартовали (все получили соответствующее сообщение по рации). Со всех точек, где находилась съемка и страховка, было видно почти весь порог, и практически сразу мы увидели, что катамаран перевернулся, страхующие приготовились. Когда катамаран поравнялся с первым спасконцом (который стоял примерно в 10 м выше, чем точка страхующего катамарана), Бакиров был на перевернутом катамаране в центре рамы, Ряжкин держался за судно с внешней стороны. Первый спасконец лег точно на катамаран, практически сразу туда же попал второй спасконец. Бакиров взял спасконец в руки, и мы уже были готовы, что катамаран будет зачален спасконцами. К сожалению, Бакирову не удалось закрепить спасконец на судне, и судно ушло дальше, в сторону прижима. Страхующий экипаж – Горенбург-Шетухин, обойдя веревки, пошел за катамараном – стартовать раньше мешали спасконцы. В результате этого подходить к аварийному судну до прижима не представлялось возможным – это было чревато второй аварией. Поэтому страхующий экипаж обошел прижим по левой части струи, и сразу после прижима подошел к аварийному судну. При этом их катамаран ударило в прижим, Антон находился между катамараном и скалой. Сразу после прижима страхующий катамаран подошел вплотную к перевернутому катамарану. Было очевидно, что помощь больше нужна Ряжкину, т.к. Бакиров уверенно держался в центре рамы, а Ряжкину почему-то все не удавалось переместиться в центр рамы и залезть на катамаран. Ребята подошли к нему вплотную, развернули катамаран так, чтобы он мог вплыть между баллонов и крикнули, чтобы он перецеплялся к ним. Но Антон почему-то не реагировал на призывы. Тогда экипаж подошел к нему бортом и Шетухин, взяв Антона за спасжилет, перецепил его к страхующему катамарану. Антон мог держаться, но членораздельных звуков не издавал (какое-то хрипение), на команды не реагировал. Шетухин сделал несколько попыток затащить Антона на катамаран, но его немалый вес (под 100 кг) и полное отсутствие помощи с его стороны не позволили сделать это. После нескольких попыток Шетухину удалось, не отпуская Антона, провести его вокруг носовой оконечности баллона и завести внутрь рамы между баллонов. В этот момент Горенбург уже заметил, что Антон сам не держится и ни на что не реагирует. Объединенными усилиями с огромным трудом затащили Антона на палубу. Он был без сознания. Оперативно зачалились на правый берег. От последнего прижима при этом отплыли около 1 км, что заняло несколько минут.
Оказавшись на берегу, ребята сразу начали делать Антону искусственное дыхание, параллельно сообщим о происшествии по рации и попросив скорейшего прибытия доктора с аптекой. После этого в течение около 30 минут пытались делать Антону искусственное дыхание, удаляя изо рта и носа рвотные массы, освобождая язык. В процессе сняли шлем, разрезали мешавшую одежду – спасжилет, защитную куртку, гидрокостюм. Антон был синий, пульс не прощупывался, никаких изменений в его состоянии не происходило. Вода изо рта и носа практически не лилась, лишь содержимое желудка. Травм и крови также не заметили.
Примерно через 30 мин. после причаливания пришел катамаран Воейкова-Скуратов с аптекой (им надо было обнести порог). Воейкова (практикующий ветеринар) сделала Антону 2 укола адреналина в подъязычную вену, но реакции не было. После этого попытки реанимации были оставлены, и тело Антона вынесли на полку берега, в тень. В ожидании остальных 2-х экипажей, которым, чтобы присоединиться к нам, надо было обнести катамараны и загрузить на них свои и наши вещи, организовали воссоединение с нами Бакирова, зачалившего перевернутый катамаран на островок посреди реки метров 300 выше точки нашей чалки.
Дальнейшее
После воссоединения группы решили прервать прохождение реки и выбрасываться с данной точки. По спутниковому телефону (сотовой связи там не было) связались с российским консульством в Иране, с МКК, подошедшие местные жители звонили в местную полицию. В результате под вечер нам сообщили, что к нам прибудут местные спасатели и вывезут нас всех. При подготовке тела Антона к транспортировке выяснилось, что у него с затылка натекло много крови, хотя, как уже упоминалось, изначально у него травм не заметили, и каска была цела.
Когда прибыли спасатели и полицейский, группа была готова к отходу. Поднялись до дороги, и прошли по ней около 5 км до машин спасателей, т.к. на этом участке дорога была размыта недавно сошедшими селями. Спасатели на своих машинах доставили нас в полицейский участок в городке строителей ГЭС. Там с нас с помощью переводчика ГЭС сняли показания (на английском) об обстоятельствах происшествия и нашей поездки в целом. Затем покормили в столовой работников ГЭС, еще раз допросили (причем, какмы поняли, это были уже не только полицейские но и сотрудники безопасности), после чего разместили на ночлег в гостинице ГЭС. Тело Антона спасатели увезли.
5 мая нас отвезли в райцентр Aligudarz, где в течение дня продолжались допросы и ожидание. Видимо, дополнительные вопросы у сотрудников безопасности вызвал тот случайный факт, что большую часть группы составляли физики и инженеры, а происходило все в районе строительства стратегического объекта – ГЭС. Тем не менее, вечером нам сказали ехать в Тегеран.
6 мая утром мы прибыли в Тегеран. Леонид Горенбург и Светлана Цветкова поехали в российское консульство, где пообщались с сотрудником консульства (Михаил Каменев), рассказали ему все обстоятельства, написали краткое описание событий. Михаил сказал, что вопросами получения заключения медицинской экспертизы, выписки свидетельства о смерти и организацией отправки тела в Россию они займутся с помощью страховой компании (мы все были застрахованы, в т.ч. от подобных происшествий, вывоз тела входил в страховку). Нам же он предложил распоряжаться оставшимся до отлета временем по своему усмотрению, будучи готовыми в случае необходимости подключиться к опознанию тела и сопровождению его на родину.
10 мая четверо улетели в Москву, а Бакиров остался в Тегеране, ожидая получения свидетельства о смерти и сопровождения тела в Россию. 16 мая оставшаяся часть группы вернулась в Москву. Тем же рейсом в Москву доставили тело Антона.
На данный момент заключение медицинской экспертизы от иранских специалистов до сих пор не готово, и окончательно причина смерти Антона не установлена. Сотрудники российского консульства в Тегеране обещали поставить нас в известность, когда заключение будет готово.