Равиль Айбатулин

«Остаться в живых»


Kраткий релиз о сплаве по реке Манавгат в апреле 2009 года (Турция, Западный Тавр)

Клип о сплаве по р. Манавгат от Жука(Норд-Ост): "День прошел, а ты всё жив..." :
http://ww-video.ru/mediadetails.php?key ... ad1e3e9f65


В ночь на воскресенье заезжаем на Манавгат в район поселка Узюмдере для прохождения одноименного каньона.

Нас пять катамаранов: К4-2шт и К2-3шт, разделенные на две условные подгруппы.

В воскресенье стапель и разведка каньона Узюмдере. От пешеходного мостика - места нашего стапеля - до конца каньона примерно 2 км высоких скальных стенок, на которых мы насчитали три серьезных препятствия: первое - в самом начале - представляет мощную косую бочку поперек всего рус, второе - посередине - горка с габаритной щелью на выходе, и последнее - самое сложное - мощный четырехметровый слив через все русло с порогом унитазного типа сразу после него. Также удалось просмотреть метров 500 выше по каньону, и сколько-нибудь серьезных препятствий обнаружено не было, а еще выше уже четко прослеживалось понижение стенок.

Ночью пошел дождь. В понедельник в первой половине дня три катамарана под проливным дождем благополучно штурмуют каньон, начав от пешеходного мостика. Остальная часть команды находилась на страховке и видеосъемке. После должна была произойти смена ролей, но береговая команда к тому времени изрядно вымокла и замерзла, и желания вставать на воду совершенно не испытывала, в результате чего их прохождение было отложено наутро. Весь день и всю ночь шел проливной дождь. Наутро вторника стало понятно, что на реке установилась паводковая ситуация - одного взгляда на третье препятствие каньона было достаточно.

С утра ребята довольно резво собираются, возвращаются к катам и весело доходят до третьего препятствия. Но если вчера водопадный слив пропустил две "двойки" и "четверку", то сегодня, с повышением уровня воды, на "четверке" смывает одного носового и выбивает плечо у другого носового, но объем все-таки делает свое дело и катамаран благополучно выезжает из порога, то у зашедшей затем "двойки" шансов не было никаких: она скрылась в сливе с головой и перевернулась еще под водой. Капитана двойки держало вместе с судном под сливом минут пять и ему удалось вырваться из этого капкана, только отпустив и поднырнув под катамаран. Сам же кат отпустило еще позже, когда уже начали обсуждаться идеи по его вызволению оттуда.

Дальше был просмотрен примерно 4,5 км участок до автомобильного моста. Паводковая река местами просто неслась через лес, а подчас образуя и неслабые пороги. При прохождении участка нанесло на дерево и перевернуло одну из двоек. Обошлось без последствий. Ночевали у гостеприимного хозяина придорожного ресторана.

До самой ночи шел дождь. У носового на четверке оказалось серьезно травмировано плечо и ее экипаж решает сниматься с маршрута целиком.

В среду отправляемся на глубокую разведку участка ниже автомоста, по итогам которой решаем все же предпринять попытку прохождения участка реки хотя бы до пещеры Алтынбешик. Все отдают себе отчет, что воды очень много, и река не представляет собой ничего похожего на виденное в заметках группы Д.Шагаева. По нашим меркам прет не меньше 60-70 кубов, на четверг утро отметка на гидропосту показывает уровень воды ровно 3,0м.

У двух экипажей двоек хватает ума попросить на прохождение четверку у травмированного экипажа. В итоге в четверг утром в ущелье уходят две "четверки" и одна "двойка". К этому времени наконец-то совершенно распогодилось и наступили обещанные солнечные сухие дни.

Первое препятствие - порог-водопад, проходим довольно легко, но уже следующий порог превращается в откровенную мясорубку, в которых "четверки" еще остаются на плаву благодаря своему водоизмещению, а "двойка" ложится еще на заходе. Одного человека удалось сдернуть до следующего препятствия, а второй человек проходит на перевернутом кате два следующих не менее кошмарных препятствия (одна "четвера" честно гналась за ним первое препятствие, но дальше по правилам безопасности, решила не рисковать и сама). После чего второго человека отрывает от ката и он вылеет на берег, "двойка" же застревает на какое-то время на камнях, но потом ее все-таки отрывает и уносит (ни ее, ни вещей мы больше не видели).

Обе "четверки" к этому времени успешно проходят эти два препятствия (третье и четвертое соответственно), причем в четвертом оба ката скрываются в ключевом сливе чуть ли не целиком. После вся команда собирается на одном берегу, экипажу двойки выделяются сухие вещи и они уходят по стушьей тропе назад к мосту (ребята пытались пройти какое-то расстояние вниз по течению в поисках своего ката насколько было возможно, после чего повернули назад, заночевали наверху на тропе под скалой и вышли к людям наутро).

"Четверки" в этот день проехали только еще один порог с громадной бочкой в конце, после чего заночевали, разложив спальники прямо между камнями на прибрежной полке.

В пятницу с утра проходим еще два порога, после чего оказываемся в каньоне с совсем уже вертикальными стенками. Сразу несколько впадающих подземных рек с правого берега - ориентир следующего, седьмого препятствия ущелья. По нашей воде большая часть реки валила через два подряд водопадных слива, причем второй явно затыкающий да еще и с навалом на камень. Оставшаяся часть воды тоже неслась на какие-то камни со скоростью паровоза. Все это явно тянуло на маленький п...здец.

Благоразумно обнесли порог по левому берегу, благо там это было не сложно. Параллельно с обносом были просмотрены следующие метров 700 реки. Понимаем, что на реке в такую воду стало откровенно опасно, даже для катамаранов-"четверок". Любая авария пахнет откровенным криминалом. Вод несется по ущелью с громадной скоростью, образуя очень мощные пороги с полным отсутствием плесов между ними. Река очень "напряжена" и разжимает свою пружина с каждым порогом все больше и больше. Приходят серьезные мысли относительно того, чтобы побросать катамараны и уходить как-то через горы, и только очень сложная береговая обстановка останавливает нас от такого шага и мы продолжаем свой путь по воде.

На видео прохождение 3.5-тонным катамараном четверкой порога "Турбинный". Сверху он выглядит как прямой лоток, в котором стоят огромные отбойные валы, переходящие в бочки. Прохождение снято и предоставлено Александром Викулиным.

Восьмое и девятое препятствия мы назвали между собой "Желоб" и "Турбинный" - по названию можно догадаться, что они собой представляют. В "Желобе" стоят громадные валы и отбойники от стен, в "Турбинном" творится просто какой-то беспредел, а косой вал на заходе кажется выше человеческого роста. "Четверки" на пределе своих возможностей проходят эти препятствия, после чего упираемся в непросматриваемый поворот реки и останавливаемся на ночлег. По описанию рязанцев, после поворота ничего сложного нет, кроме мощной бочке, где и по их низкой воде какое-то время дерло катамаран. Справедливо предполагаем, что у нас ее может вообще не быть, а может вырости нечто совершенно гомерических размеров.

Экипаж "Норда-Оста" берет на себя миссию подопытного кролика и солнечным субботним утром смельчаки скрываются за поворотом. Бесконечно долго тянутся пять минут молчания рации. Наконец-то в эфир летят слова, что все живы и благополучно зачалились после не очень сложного порога и тали на страховку. Второй катамаран неожиданно застревает в бочке еще до поворота и сидит в ней не меньше 30-ти секунд, после чего благополучно завершает прохождение всего препятствия (назовем его десятое, трехступенчатое).

После чего по GPS отслеживаем, что пещеры остается всего 400 метров. К этому месту по левому берегу подходит заброшенная дорога, по которой мы планировали выход с реки в нашем случае. После беглого просмотра проходим последнее, одиннадцатое препятствие и зачаливаемся на большой поне левого берега.

Следующим утром у нас самолет из Анталии - пройти еще и следующий восьмикилометровый участок Манавгата мы уже не успеваем. Хотя он, судя по описанию и легче, пройденного нами, но по большой воде он, наверняка бы, занял полтора-два дня.

Антистапель, один человек бежит вверх по дороге в ближайшую деревню договариваться с машиной; вечером поднимаем все вещи наверх, на плато, до ближайшего места, куда сможет доехать микроавтобус; переезд в Анталию, ночевка в аэропорту, и отлет на родину...

Позади несколько дней действительно экстремально жесткой воды, позади игра на "выбывание" катамаранов и экипажей, позади кем-то брошенная злая шутка: "День прошел, а ты все жив?".