Паравани-2007: лестница в никуда.

Паспорт маршрута.


Паспорт маршрута. Вид маршрута водный
Категория сложности 3+6
Средства сплава 2-х местные катамараны
Нитка маршрута ........... г.Москва- г. Ереван – п. Богдановка – оз. Сагамо - сплав по р.Паравани – креп. Хертвиси – пещ. г. Вардзия - мон. Сапара - г. Ахалцихе - г.Ереван – г.Москва
Протяжённость маршрута …………………Паравани (~60км)
Количество участников 8 человек Сроки маршрута 28 апреля – 6 мая
Уровень воды ………………………..……………………. средний


наверх

Заброска.


Заброска.

Наш арендованный Ford Transit, мягко урча, забирается на заснеженный перевал. Где-то внизу за спиной остается Армения, через которую нам вынужденно пришлось залетать ввиду отсутствия прямого сообщения между Москвой и Тбилиси.

Эй, таможня!

Эй, таможня!

Наконец, в белом безмолвии, чуть сверкнуло какое-то пятно, которое, подхваченное порывом ветра, превращается в белое полотнище с красным крестом – мы приближаемся к погранпосту республики Грузия. Несколько минут на улаживание пограничных формальностей (визы были заранее получены в Москве – там это стоит дешевле) и наша группа продвигается вглубь недружественного теперь уже России государства.

Закупка питания в небольшом поселке, и через час мы оказываемся у места начала нашего сплава – озера Сагамо, из юго-западной оконечности которого вытекает река Паравани. Озеро наполовину заковано во льдах, по высоким берегам лежит полуметровый слой снега. Наши зябко кутающиеся в куртки фигуры дополняют столь безрадостную картину.

До темноты успеваем все-таки собрать катамараны и после нескольких рюмок еще армянского коньяка, совместно с параллельно идущей группой Светы Цветковой, под начинающимся холодным дождем, заползаем в палатки. Куда же нас занесло...



наверх

День: 1 мая


День: 1 мая

Только успеваем с утра загидриться, как противный дождик превращается в мокрый снег, который превращает окрестности в зимнюю сказку. Под этот аккомпанемент мы по колено в снегу спускаемся с катами вниз, к тому месту, где из озера вытекает невзрачная на вид река.

Озеро Сагамо
Команда перед стартом

Озеро Сагамо

Команда перед стартом

С десяток километров Паравани, кроме маловодных шиверок, не преподносит нам каких-либо сюрпризов, кроме холодного ветра в лицо, и дождя, сменяющегося иногда снегопадом. Снизу ладони обжигает ледяная вода, еще недавно бывшая льдом. По берегам часто встречаются небольшие поселения, при прохождении которых, в русле натыкаешься на низкие мостки, остатки различных гидросооружений, где-то все это требует проводки.

Мы упорно продвигаемся вниз, стараясь побыстрее скинуть высоту и оказаться в зоне более высоких температур. Паравани незаметно начинает принимать небольшие притоки и мощь реки ощутимо усиливается. По старым лоциям сопоставляем именные пороги, пару раз ходим на просмотры, начинаем выставлять фото- и видеосъемку. Люди в долине начинают проявлять интерес к нашим персонам, выстраиваясь на мостках. В этом районе, вплоть до впадения в Куру, живет в основном армянское население. Отношение к приезжим, особенно к россиянам, очень доброжелательное.

Нашей целью на первый день сплава было приблизиться как можно ближе к городу Ахалкалаки, откуда должна начинаться настоящая Паравани, но погода вносит свои коррективы. Очередной налетевший шквал ветра вкупе с крупным снегом и промозглостью, заставляют нас закончить сплав – катамараны, даже на перекатах, сносит вверх по течению. Люди уже близки к обморожению.

Вытаскиваем катамараны прямо посреди очередного населенного пункта, договариваемся с хозяином ближайшего дома, оставляем средства сплава обеих групп у его дверей, и отправляемся на нашей, подъехавшей уже машине, на поиски ночлега. Прислушиваясь к совету кого-то из местных, решаем поехать в гостиницу города Ахалкалаки, до которого мы не дошли километров семь-восемь. Морозить группу, разбивая лагерь, после нескольких часов сплава по такой погоде, к тому же при полном отсутствии дров в окрестностях, было посчитано нецелесообразно, и ночь в тепле, а ужин в местном ресторане было лучшим завершением сегодняшнего дня...

Единственным кошмаром стало пробуждение среди ночи в шестиместном номере, в кровати с просевшим матрасом, жутким храпом над головой и специфичном запахом, идущем от развешенных сохнущих неопреновых мужских тряпок.



наверх

День: 2 мая


День: 2 мая

Наутро загидрились прямо в номерах и выдвинулись к оставленным в огородах катамаранам. По дороге залезли на развалины старинной крепости. Наверно ни один туристический объект в мире не посещали столь странно одетые люди: в полном сплавном боекомплекте (кто-то и касок не снимал).

Как и ожидали, застали суда в полной сохранности. Небо прояснилось, дышать стало интереснее. Провожали нас почти все мужчины села, чинно выстроясь на мосту, и на своем наречии не смолкая нас обсуждая.

На верхней Паравани
В водосливе ГэС

На верхней Паравани

В водосливе ГэС

Через непродолжительное время подошли к отмеченной в старой лоции водосливу ГЭС. Река, сжимаясь бетонными стенками, падает широким полутораметровым сливом со стоящей бочкой. Три ката прыгали, прижимаясь к стенкам, а адмиральский заехал чуть центре, и прочно застрял в бочке. В итоге его протащило от ее правого края до левого, и только там после продолжительного полоскания на ровном киле выплюнуло вон. Привыкание к «воде» началось.

До первых домов пригорода Ахалкалаки проходим еще пару струйных порогов. Впереди по описаниям должен быть грозный Ахалкалакский прорыв! Видим зачаленные каты группы Цветковой, которые вышли с утра перед нами, фигурки ребят, просматривающих по берегу. После беглого осмотра убеждаемся, что на реке с союзных времен произошли изменения, а расспросы местных жителей позднее убедили нас в том же. Предприимчивые ребята понастроили на месте прорыва несколько частных мини-ГЭС, запрудив русло дамбами в некоторых местах и отбирая два-три куба в трубы для лопаток турбин. На месте дамб образовались водоскаты водопадного типа, первый из которых нам предстояло пройти в течение ближайшего часа.

В водоскате первой дамбы г.Ахалкалаки
Там же, вид снизу

В водоскате первой дамбы г.Ахалкалаки

Там же, вид снизу

Общий перепад на ста метрах порога метров 8-9. Русло сужается до четырех метров на заходе и падает, изгибаясь, наваливая в начале на большие камни, от которых надо срочно уйти левее по струе. Смотрится очень даже, особенно после относительно спокойной верхней части Паравани. Прошли все красиво, вовремя угребая левее навала. Только последний Светкин кат, как-то вяло упал на заходе и повалился прямо через камни. Объем посудины не дал над собой надругаться и вывез таки наездников сухими их воды. Препятствие требует надежной страховки, т.к. после 30-ти метрового быстротока русло сужается бетонным желобом и падает в узкую плотину с заварным котлом. Заход перегорожен стальными мостками. Обнос через мини-дамбу, перекус, и беглый осмотр следующего небольшого участка во избежание приплыва в очередное творение рук человеческих.

Напрасно ждал наш адмирал падения воды в Пар'авани
На месте бывшего Ахалкалакского прорыва
Порог-затычка в начале Нижнего ущелья
Там же

Напрасно ждал наш адмирал падения воды в Пар'авани

На месте бывшего Ахалкалакского прорыва

Порог-затычка в начале Нижнего ущелья

Там же

Еще метров триста река падает интересным порогом с навалом на скалы ПБ и бочкой в сужении. В конце низкий железный мост, перед которым надо успеть выкинуться на берег и провести каты в крайний пролет. Тандемами прыгаем порог, бочка в сужении ощутима, но проходим и вовремя чалимся перед мостком и проводим его.

Далее река успокаивается насколько хватает глаз, вплываем в черту города. Брызги, взметнувшиеся вверх над старым, но все еще действующим автомобильным мостом, заставляют нас снова приостановиться и спешиться. В центральном, основном, пролете непонятная металлическая конструкция образует настоящую мясорубку, куда очень легко въехать сходу. Проходим чистой правой протокой.

Паравани течет в скальном проеме, дома высятся наверху, на плато – все это несколько напоминает Дзорагет.

Буквально через полкилометра очередная искусственная дамба перегораживает большую часть русла, образуя порог-водопад, очень схожий по структуре с верхним, пройденным перед обедом. И хотя, в целом, препятствие выглядит попроще, но сам слив осложнен полузатопленным бревном на заходе и выпирающим «клыком» внизу. А в конце, струя, разогнавшись на стометровом участке, не оставляя прохода, упирается в железные мостки. Последствия возможной аварии в водопадном сливе могут быть плачевно отражены на этих самых мостках.

Тем не менее, после раздумий, экипаж «Перцев» садится в упоры и выходит на кромку слива. Гулкий удар о «клык» через секунду, ломающаяся рама и вылетающий из упоров стокилограммовый Дима, извещают всем, что у ребят не все проходит гладко. Кирюха помогает Диме вылезти на раму, и ребята вовремя успевают поймать брошенный с берега спасконец и зачалиться на струе. Экипаж нашел себе достойное занятие на вечер, набирая очередной бесценный опыт в ремонте рам. Остальным после всего произошедшего в порог лезть сегодня не очень захотелось, решив, что утро вечера мудренее…

За неимением нормальной площадки для ночевки на берегу, карабкаемся по распадку на край плато, где обнаруживаем потрясающее по красоте место на опушке лесополосы, загораживающей нас от домов, с видом на массивный снежник невдалеке и рекой под ногами. Это был последний раз, когда мы были «выше» реки - дальше втаптывала в грязь нас Она.



наверх

День: 3 мая


День: 3 мая

С утра – привычный завтрак на газовом баллоне – дров, даже при появлении деревьев в округе, для костра не набрать. Вода черпается из лужиц посреди остатков нерастаявшего снега. Пить из реки не рекомендуется категорически.

Пока спускаем вниз вещи, появляются Цветковские экипажи. Синхронно обносим вчерашний порог и продолжаем прорываться вниз по реке. На выходе из города очередное гидросооружение, которое мы все благополучно проходим после краткого осмотра, после чего начинаем втягиваться в легендарное Нижнее ущелье Паравани.

Здесь прерывались маршруты не одной группы... Кто-то благоразумно уезжал вниз на Куру, кто-то шел, оставляя навсегда товарищей... Благополучно, со второй попытки, прошел ущелье Сергей Лагода 25 лет назад.

Нижнее ущелье: лестница в никуда
Вниз по лестнице

Нижнее ущелье: лестница в никуда

Вниз по лестнице

Символичен вход в ущелье - склонившиеся с обоих берегов деревья образуют длинный темный коридор. «Ворота в ад!» - невольно слетело у кого-то с губ. Чуть дальше реку преграждает, словно предупреждая, что дальше опасная зона, своеобразный «шлагбаум»,– старый железнодорожный вагон, перекинутый с берега на берег!

Река постепенно начинает свой разбег. Идем двумя тандемами. Успеваем зачалиться, заметив впереди на повороте нагромождение глыб в русле. Мощный локальный порог типа «затычки». Долго ходим, примериваемся, после чего все удачно проходим, посмотрев, как это первым красиво сделал штурмовой экипаж параллельной группы, войдя в бочку под правым берегом, и воспользовавшись ею, уехал мимо «затычки» под левый берег.

После того как все суда были за порогом, команда Цветковой перечалила на правый берег в устье притока и остановилась на обед, совмещенный с дальнейшей разведкой реки. Мы же, смело посчитав, что лучше зачалимся перед следующим серьезным препятствием, выехали за поворот и ....

Река с бешеным уклоном стала проваливаться вниз, образуя непрерывную лестницу сливов, бочек, валов, камней – лестницу в никуда. Петькин кат, идущий первым, полег очень скоро, неудачно наехав на камень. Адмиральский кат ехал вторым, другой тандем шел на небольшом расстоянии позади. Ужасно было видеть впереди по фарватеру взбесившуюся речку и взметнувшиеся вверх медленно переворачивающиеся баллоны первого катамарана. К этому чувству остро добавлялось осознание полной неизвестности того, что может твориться впереди. Ребята вынырнули в периметре и поехали, распершись в раме и держась за ручки, вниз по «эскалатору». Нам оставалось им только посочувствовать и бороться за то, чтобы не повторить их участь, догоняя их и при этом, стараясь сбить их со струи под берег, где они могли бы зацепиться за камни. Нет и секунды, чтобы оглянуться назад и посмотреть участь второго тандема. А может, просто боишься того, что можешь увидеть...

Удар, зацеп, нос по струе, снова удар – белая мешанина мелькает перед глазами, берега проносятся мимо. Ждешь любого улова, куда бы можно было затолкать ребят и вывалиться самим. В первый раз за все пройденные «шестерки» по-настоящему ощущаешь страх за участников команды, которые доверились тебе и сейчас идут рядом по реке, раскиданные по руслу в десятке метрах от тебя. Силы тают: мощная струя и большой уклон отнимают много сил в борьбе. Наконец, на изгибе реки, как по заказу видим небольшую каменную отмель под правым берегом, на которую и выносит перевернувшийся катамаран - вздох облегчения проносится над рекой. Мы уже сами с трудом чалимся чуть ниже на струе и бежим к отмели помогать вылезать ребятам. Тут же на ровном киле появляется третий кат. По рации слышится, что четвертый экипаж, не выдержав этой бешеной гонки, зачалился где-то выше по течению. Бросаем «морковки» и выдергиваем расклиненный катамаран на берег. По ребятам видно, что сегодня дальше уже идти не надо.

Вызываем по рации отставший катамаран и готовимся его встречать. Но его экипаж чуть сам себе не привез приключений, не успев зачалиться в приготовленном для них месте, и подаривший нам еще несколько седых волос, пока мы, сорвавшись, бежали за ними вдогонку, в надежде помочь им пристать к берегу. Четвертый экипаж, собранный буквально за неделю до отъезда, исходя из своего опыта, выражал больше всего опасений насчет их шансов поехать Нижнее ущелье, пугая и всех нас просчитанным по Google его уклонам. На очередном витке разгона реки, ребята все же сумели зацепиться на берегу, положив конец нашим сегодняшним приключениям.

Вылезши на дорогу, мы проехали несколько сот метров ниже и около форелевого хозяйства обнаружили отличное место для лагеря. Поначалу хотели оставить катамараны на ночь в том месте, где вылезли на берег, но потом, по совету смотрителей хозяйства, все же перевезли их на багажнике, не спуская, к нашей стоянке.

Так как светового времени еще остается достаточно, решаем переодеться и проехаться вниз по реке на машине с целью поверхностной разведки реки. Дорога на протяжения десятка километров идет практически везде вдоль русла реки, то поднимаясь, то спускаясь практически к самой кромке воды, и только километра за три до впадения в Куру, забирается далеко на борт ущелья. Выделяем для себя пару сложных мест, которые находятся как раз недалеко от форелевого хозяйства. Остальное, навскидку, все идется.

Под непрекращающимся проливным дождем и обсуждением перипетий прошедшего дня встречаем вечер, обильно сдобренный армянским и грузинским коньяками и заказанной тут же, уже приготовленной форелью. Перед сном, понимая, что через час можем проснуться в бассейне, прорываем канавы вокруг палаток для отвода воды.



наверх

День: 4 мая


День: 4 мая

Наутро по-прежнему мокро, холодно и ветрено. Даже стойким оловянным солдатам вроде Петра совершенно не хочется собираться и лезть в гидрокостюм. Подъем воды в реке, вследствие обильного дождя, виден невооруженным глазом. Просматриваем почти километровый участок, обвезенный нами вынужденно вчера вечером в поисках места для лагеря, намечаем линию движения и завозим туда два катамарана (два остаются пока для отстраховки возле форелевого хозяйства). Сверху, внимательно разглядывая препятствия реки, прогулочным шагом спускается Цветковская группа, которая решила остаться на день в устье притока и зайти несколькими километрами выше по нему для попытки прохождения. С Нижним ущельем Паравани ребята пока решают повременить, особенно узнав об оверкиле одного из наших катамаранов.

Тандемом проходим вышеобозначенный участок: довольно мощно и очень фаново. Все камни в русле залиты. К слову, ребята, стоящие на страховке, успели основательно окоченеть, пока ждали нас. Меняемся местами, и все повторяется со сменой ролей.

Поступает благоразумное предложение проехаться ниже по течению на машине, разведать более точно предстоящий участок и наметить места чалок. При ближайшем рассмотрении первого ключевого места, расположенного в полукилометре ниже форелевого хозяйства, и представляющего собой узкий кривой лоток с большим падением и фонтанирующими «петухами», азарта у народа поубавилось. К тому же сразу после него шел мощный двухкилометровый участок, с очень быстрым течением и абсолютно без уловов. В конце река разливается единственным небольшим плесом на все Нижнее ущелье, точнее подпором перед падением во второе ключевое место.

Решили спустить два катамарана в этом месте на страховку, чтобы вылавливать все идущее сверху по реке. На прохождение пока решаются два экипажа, которые идут вверх по дороге к оставленным катам и еще раз намечают ориентиры в русле. Навстречу сверху бегут Цветковские ребята, отчаянно жестикулируя. И мы вместо штурма порога последующие два часа занимаемся спасением каяка, который ушел у них в Паравани при перевороте во время попытки прохождении участка притока. Каяк застрял в кустах посредине плесового участка, и наш экипаж, будучи на страховке не без труда оттуда его выковыривал.

Потерянное время и откровенное дрочево сделали свое дело – ввиду протяженности предполагаемого участка отказывается от прохождения второй экипаж.

Второй оверкиль в Нижнем
уходят...уходят ребята куда-то...

Второй оверкиль в Нижнем

уходят...уходят ребята куда-то...

Сборный катамаран Равиль и Кирилл из-за сложившейся ситуации решают обнести сам ключевой изгиб русла и стартуют сразу из под него, после чего очень глупо ложатся на первых ста метрах участка, наехав на полуобливную глыбу и по диагонали будучи скинутыми с нее. Самый глупый киль в жизни: недоработали, недоглядели, капитан не скомандовал, выехали ровно на камень в центре русла – бестолково, глупо и плачевно.

Единственно, за что нас можно было похвалить – то, что мгновенно вылезли в периметр и расперлись в раме. У Кирилла возникла было мысль о постановке ката на ровный киль, но крик Равиля: «Держись» и последующая за ним чехарда валов и бочек отмела это предложение. Через несколько сот метров первый спасконец мы даже не замечаем, несмотря на истошные вопли страховки. Ниже ловим второй, но струя насколько быстрая, что Кирюха не успевает его обмотать за раму, как оказывается сдернутым с судна. В итоге через пару секунд он оказывается на берегу, а Равиль, грустно провожая его глазами, одиноко между баллонами уходит дальше по ущелью.

Душу грело, только то, что, хоть и далеко ниже, но есть плес, где стоит наизготове страховка. В итоге, аттракцион «Вспомнить все» на сей раз благополучно заканчивается на прибрежных камнях на одном из изгибах реки, метров за двести до конца участка. Катамаран с наездником, река, сполоснув и отжав, словно тряпку, насытившись, выкидывает прочь. Зеленого, с негнущимися пальцами, адмирала откачивают бутылкой «Hennessy» из горла.

Второе ключевое место

Второе ключевое место

Паравани второй день показывает свой норов, стирая в порошок все наши чистые помыслы. Выставляя нас дураками, она продолжает свой торопливый бег навстречу Куре. Недолгая разведка донесла, что ниже второго ключевого места есть хорошая поляна для лагеря, куда мы понуро и перебазируемся.



наверх

День: 5 мая


День: 5 мая

Наутро около нас тормозит микроавтобус параллельной группы – ребята, насмотревшись на наши приключения вообще отказываются от прохождения Нижнего ущелья и уезжают на Куру.

Обычная фоновая бочка
Фон Нижнего

Обычная фоновая бочка

Фон Нижнего

Мы все же пытаемся продвинуться еще чуть ниже по реке, хоть уже и не с тем азартом, что был еще вчера утром. После предварительной рекогносценировки, шаг за шагом движемся ниже по ущелью. Судя по затопленным деревьям, на реке идет паводок. Река совершенно не думает успокаиваться и бесцеремонно валится вниз.

Продвижение вниз
На реке видимо паводок

Продвижение вниз

На реке видимо паводок

Пару раз в русле встречаются железные мостки, порой река уходит на добрую половину под нависающие деревья. В какой-то момент, после очередного просмотра, понимаем, что продвижение вниз опять начинает требовать надежной страховки и детальной проработки участков. На это не остается ни времени, ни терпения, ни, честно говоря, желания. А сплав в режиме походной колонны на катамаранах – «двойках» превращается в русскую рулетку.

На дегустации

На дегустации

У доброй половины команды пропал блеск в глазах, без чего толкать людей в бурный поток никак нельзя. Пускаясь в такое мероприятие, каждый должен отдавать себе полный отчет, что практически вручает свою судьбу в руки провидения. Никто, похоже, не рассчитывал приехать на весенний разминочный сплав и столкнуться с такой Водой. Немалую роль сыграла и отвратительная погода, явно не способствующая «играм на воде».

После тягостных раздумий, пришлось принять тяжелое решение о прекращении сплава. Душу только согревала мысль, что ты сюда обязательно вернешься ровно через год, несмотря ни на что, и снова бросишь, на сей раз обоснованный, вызов непримиримой Паравани.



наверх

День: 6 мая


День: 6 мая
Крепость Хертвиси
Пещерный город Вардзиа
Сафарский монастырь

Крепость Хертвиси

Пещерный город Вардзиа

Сафарский монастырь

P.S. Разгидрившись и привязав сдутые каты на багажник, мы покатили вниз в долину Куры. Оставшиеся полтора дня, кроме просушки катамаранов, мы посвятили осмотрам местных достопримечательностей: стариной крепости Хертвиси, пещерного города Вардзиа, поражающего своим умиротворением Сафарского монастырского комплекса, дегустации местных вин и ночному купанию в термальных ваннах.

Конечно, спасибо тебе за это, Грузия, но оно все меркнет перед тобой, моя Паравани!

Паравани – Москва, май 2007. За 340 дней до новой встречи.

Ответы на всевозможные вопросы можно получить тут yandex.ru и у авторов :)



наверх