Особенности Тагирыч-тура или Чарын – 2007.

Паспорт маршрута.


Паспорт маршрута. Вид маршрута…………………………. водный
Категория сложности ………………6+
Средства сплава ……………………4-х и 2-х местные катамараны
Нитка маршрута ………………………г.Москва- р. Чарын – г.Москва
Протяжённость маршрута ………Чарын (~6000км)
Количество участников……………8 человек
Сроки маршрута……………………… с 21.07.2007 по 05.08.2007
Уровень воды ……………………….. высокий


наверх


команда….

команда….

Безмятежные зеленые луга, окаймленные вдалеке заснеженными хребтами, мирно пасущиеся табуны лошадей, неспешно плывущие грациозные облака – картинка под стать рекламному ролику, представляющему зрителю очередной молочный продукт... На миг даже начинает казаться, что ты в сказочной альпийской стране...бежишь, раскинув руки навстречу прекрасному... и вдруг, оступаешься и замираешь...Что это? Черный разлом, уродливо рассекает пространство, перенося действительность на сотню метров вниз, где серой змеей притаилась река. Приближающиеся оттуда голоса начинают возвращать тебя в действительность, и вот, расступаются кусты и на зеленую траву чьи-то сильные руки выталкивают цветное чудо - катамаран. Он смотрится также нелепо со стороны на этом великолепии, как подводная лодка в степях Украины. Раскрасневшиеся, потные лица вылезших следом ребят окончательно убивают твои фантазии: ты не в сказке – ты на Чарыне, ты в Майнаке.

Майнакское ущелье р. Чарын относится к разряду наиболее сложных из известных туристам-водникам страны обособленных каскадов препятствий. Узкой каньонообразной щелью прорезает Чарын ровное межгорное плато, заглубляясь к концу каньона более чем на 300 метров. На протяжении 11 км река образует почти непрерывную цепь технически сложных препятствий. Значительная концентрация сложных препятствий в сочетании с крайне сложной береговой обстановкой являются основными составляющими технической сложности ущелья.

Не поэтому ли до сих пор Майнак остается одним из самых малопосещаемых мест спортсменами-водниками? На всех «шестерках» Алтая, Саян, Тянь-Шаня и Памира каждый год можно встретить по несколько групп, каякеры бороздят планету взад и поперек. А здесь, буквально в нескольких часах езды от Алма-Аты, в отрогах Северного Тянь-Шаня грозный монстр не так часто дожидается своих покорителей...

Примерив на себя большинство стандартных (и не очень) «шестерок», с приличным багажом знаний решаем, что пришла и нам пора заглянуть в пасть старика Чарына. Проштудирована лоция, просмотрены фото- и видеоматериалы почерпнута информация и из личных бесед с Сергеем Черником, Александром Лифановым, Рафаэлем Илистановым, Вадиком Захаровым. В выборе времени проведения маршрута ориентировались на первых двух, которые попадали в последних числах июля на нужную для Майнака низкую воду. Отсутствие дождей в это время года и незначительная доля снегового и ледникового питания у реки логично подтверждало, казалось бы, эту закономерность.

И вот, поздним июльским вечером фары нашего 66-го наконец-то выхватывают из темноты берег реки, и нас сгружают где-то посреди степи, в нижнем течении р.Каркары, которая через чуть ниже, сливаясь с Кегеном, образует Чарын. Даже уже здесь было видно, что, как себя не обманывай, а воды в реке много – трава по берегам была подзатоплена. И уже на стапеле мы убедились, что июль 2007 г далеко не самый сухой в истории – после на час включили дождь.

Река довольно долго и уныло меандрирует по широкой долине, слияние с Кегеном мы толком не заметили. Только после приближения скального разлома можно сориентироваться, что ты на входе в каньон «Голубиный», который, как и следующий за ним второй каньон, не представляет сколь - нибудь интересного препятствия. На месте третьего – «Змеиного» каньона еще с союзных времен было начато возведение огромной плотины для создания водохранилища. С распадом СССР стройку законсервировали. И вот, буквально с прошлого года, проект получил второе рождение. И снова, на высоте в сотню метров над рекой, снуют самосвалы, подвозя грунт для создания громадного заслона могучему Чарыну. Через два года обещают запустить гидроэлектростанцию, и тогда Майнакское ущелье окажется обезвоженным – вся вода будет уходить в трубы, чтобы на другом конце выдавать людям электроэнергию. Уникальное по своей сложности и насыщенности ущелье исчезнет со страниц справочников водных маршрутов Средней Азии.

заглянуть бы туда…

заглянуть бы туда…

Всю воду реки временно отводят в обводной канал – 714-ти метровый туннель, пробитый в скале. Вода, тихо урча, втягивается, словно в унитаз, в черную дыру размерами примерно 4,5*4,5 метра. На противоположном конце виден маленький свет в окошке – выход из туннеля. Еще с вечера сбегали посмотреть на выход из этой пропасти по ту сторону плотины, с радостью отметив про себя, что практически ничего не изменилось со времен прохождения ее группой Сергея Черника в 1996 году. Вечером в наш лагерь спустились представители руководства стройки и категорически запретили нам пытаться пройти наутро туннель. Нетрезвые попытки Макса наехать на парламентариев были вовремя пресечены Родионом, объяснившему тому, что в случае конфликта, через полчаса сюда сбежится несколько бригад с подручными орудиями труда и численный перевес будет далеко не на нашей стороне, в результате чего нам грозит со всем своим скарбом оказаться в роли маленьких составляющих будущей плотины, не оставив даже записки родным и близким. Перспектива быть закатанным в грунт произвела на Макса отрезвляющее воздействие, и разговор перетек в привычное для интеллигентных людей русло. С пожеланиями «Спокойной ночи» мы мирно расстались с гостями, в полной уверенности, что утро вечера мудренее.

В семь утра мы были разбужены каким-то аборигеном, который был прислан наблюдать за тем, чтобы мы все-таки не полезли, куда не следует. Пришлось на сей раз Равилю с Родионом выступать уже в качестве парламентариев и с белым флагом направиться в контору управляющего, где через полчаса все было улажено ценой подписки, что в случае нашей смерти претензий ни к кому не предъявляем. В придачу нам был выделен (за деньги) 66-ой для перевозки вещей и организации страховки.

Лагерь собран, экипажи двоек стоят на страховке и съемке, ребята с четверки закрепляют налобные фонарики и садятся в упоры.



наверх

До Майнака.


До Майнака.

Прямо перед их выходом пошел дождь. Стоим, вглядываемся в темноту...ждем.

«дети подземелья» или навстречу солнцу…

«дети подземелья» или навстречу солнцу…

Сквозь пелену дождя в утробе начинают мелькать четыре горящих точки – идут! Еще несколько секунд и ребята благополучно вылетают из трубы и валятся в мощный, по нашей воде, котел на выходе. Еще пару гребков и довольный экипаж на берегу. Наши поздравления, передача впечатлений, фото на память. После того как эмоции улеглись, экипаж четверки снисходительно советует нам обвезти наши двойки от греха подальше, дескать, если им там вставило, то нам и подавно.

Конечно, мы маленькие и нам пострашнее, но любопытство берет свое, и мы поочередно благополучно повторяем прохождение обводного канала – уникального препятствия на всей территории бывшего Союза! Впечатления, конечно, от пройденного непередаваемые: ты затягиваешься вместе с водой в черную дыру, словно в унитаз, твоя уверенность в том, что у тебя будет свет в окошке, развенчивается словно миф – все словно проваливается куда-то вниз, и ты оказываешься в кромешной темноте! Фонарики, прикрепленные на касках, освещают только палубу катамарана перед тобой. Все вокруг бурлит и грохочет, и ты несешься куда-то вниз посреди этого ада. Шестым чувством успеваешь уловить приближение стенок тоннеля и отталкиваешься от них веслом; вместе с этим пригибаешь голову, чтобы на валах не догнать потолок. Катамаран подчас пытается развернуть или затормозить – турбулентность в пропасти еще та, и ты, не видя ничего перед собой, врубаешь весло куда-то вперед, в темноту и тянешь...

и мы не лыком шиты…
и мы не лыком шиты…

и мы не лыком шиты…

и мы не лыком шиты…

Примерно за двести метров до конца тоннеля, катамаран выплевывает из очередной глубокой ямы, и ты оказываешься в идеально ровной трубе с просветом в конце, и спокойно катишься навстречу солнцу. Видимое спокойствие обманчиво – перед самым выходом, катамаран подскакивает на «трамплине», и уже на «поверхности» он рушится в котел, из которого, впрочем, все экипажи благополучно выбрались.

Памятное фото со строителями плотины и мы движемся дальше навстречу Майнаку. Сходу проходим не очень сложный каньон «Тулпар»



наверх

1 участок: р. Кенсу - р. Орто-Мерке.


1 участок: р. Кенсу - р. Орто-Мерке.

Протяженность - 2 км, количество препятствий - 9 порогов, средний уклон - 39 м/км. Береговая ситуация исключительно сложна: на значительном протяжении оба берега имеют ярко выраженную каньонообразную форму с высотой стен до 100 м. Береговые проходы, за редким исключением, невозможны. Количество мест, приемлемых для организации страховочных и чалочных работ, минимально. На всем протяжении участка высоко по левому берегу поверху проходит тропа. Наиболее сложными препятствиями являются пороги: № 6 (п."Близнецы"), № 8 (п."Ангар"), № 9 (п."Цитадель"). Данные препятствия носят водопадный характер, опасны в прохождении и требуют детального предварительного осмотра и анализа.

в седьмом пороге Майнака
в седьмом пороге Майнака

в седьмом пороге Майнака

в седьмом пороге Майнака

Наутро экипажи «двоек» прячут в кустах на левом берегу Кенсу свои вещи, «четверка» решает идти груженной. Просмотрели только первый порог ущелья, дальше до «Близнецов» идем, ориентируясь с воды.

«Близнецы» оказались проблемным препятствием – долго сидели на камнях, рассматривая его, перечалились на другой берег. Понимаем, что воды у нас сильно больше, чем у Черника, у Илистанова…Мощный прижим к скале левого берега, потом свал через два крупных камня…промежуток перед следующим порогом 5С категории по большой воде просто выродился в быстроток…с трудом принимаем решение об обносе.

В седьмой порог Майнака первой едет «четверка». Зайдя под скалой ЛБ, ребята не учли мощь струи, и в узком месте на заходе их сильно прижало к скале, корму начало подтапливать, задний правый полез на раму, передние оттолкнулись от скалы, и экипаж выехал из коварной западни и поехал в порог. В самом пороге для большетонной «четверы» ничего сложного не было, и наоборот, первая «двойка» почти на «свечке» вышла из основного слива, вторая еле успела зачалиться внизу перед «Ангаром».

«Ангар» до подъема воды
«Ангар» после резкого подъема воды (вид снизу)

«Ангар» до подъема воды

«Ангар» после резкого подъема воды (вид снизу)

Потратив много времени при обработке «Близнецов», и учитвыая уровень и мощь воды, решаем остановиться перед «Ангаром», оставив решение о прохождении его и «Цитадели» наутро. Благодаря тому, что экипаж «четверки» с грузом, они делятся сухими вещами с ребятами с «двоек» - вылезать наверх ущелья, чтобы дойти до Кенсу за рюкзаками, выглядит проблематичным. Места находят только для двух палаток, куда и забиваются по трое. Еще двое отходят ко сну на валежнике.

Утренний осмотр «Ангара» - четырехметрового косого водопада, привел к тому, что было принято решение все-таки вылезать наверх для разведки «Цитадели» - вся вода после водопада в «Ангаре» через гряду надводных и полуобливных камней уходила, не задерживаясь, в скальное сужение, на выходе из которого и начиналось препятствие категории 6С – «Цитадель». А буквально подать руку и вытащить человека после вероятностного оверкиля в «Ангаре», как было с катамаранами Черника, по нашей воде не представлялось возможным.

«Цитадель» до подъема воды
«Цитадель» после подъема воды (вид снизу)

«Цитадель» до подъема воды

«Цитадель» после подъема воды (вид снизу)

Вылезали наверх по еле заметному густо заросшему лесом кулуару. Пошли по краю обрыва в поисках спуска к порогу. В итоге кидаем вниз два связанных 9мм спасконца и Макс с Родиком в обвязках уходят вниз. Они спускаются на полку примерно в тридцати метрах над порогом и разглядывают препятствие. Порог мощный, но Макс принимает решение идти его, обнеся «Ангар». Два человека с двумя «морковками» уходят вниз к притоку Орто-Мерке, для выставления страховки. В районе притока, река разливаясь, образует заводь, оставляя всю струю под ПБ. Высокий уровень воды залил все отмели.

Одной «морковкой» русло не перекрыть, и Сереге приходится, обвязавшись одним спасконцом, полуплыть вдоль скалы, чтобы подобраться ближе к струе, по которой, если что понесет перевернувшийся катамаран. У него в руках вторая, последняя «морковка», которой он удлиняет первую, закрепленную на берегу. У аварийного экипажа единственный шанс – дальше за поворотом начинается сложнейший отрезок Майнака.

Разведка участка и лазание вверх – вниз по ущелью занимает почти весь рабочий день. Уже в пятом часу по рации передаем друг другу, что катамаран стартует в порог. Стоя внизу на страховке через минуту мы слышим глухой удар о скалу, крики, и через пару секунд показывается перевернутый катамаран. Один, два…все в периметре и Серега точно кладет «гранату» в цель. Подтягиваем их к берегу – все хорошо, за исключением пары упущенных весел. Отпаиваем ребят. Их положило уже на выходе, через камень. До этого они прошли две мощнейших «бочки». Говорят, что порог снизу смотрится намного мощнее, чем казался с полки. На этом рабочий день закончен.

Находим уютную полочку под скалой, даем отмашку оставшимся на старте, чтобы вылезали наверх. Нам еще возвращаться обратно к Кенсу за оставленными там два дня назад рюкзаками. Прохождение «двоек» остается на утро.

А потом пошел дождь…до самой полуночи… Наутро мы не узнали Чарын – вместо него тек мутный поток кофейного цвета. И если вчера мы оценивали расход воды порядка 60-70 кубов, то сейчас зашкаливало за сотню. Со скалы над нашим лагерем нам хорошо была видна «Цитадель» снизу – она превратилась в хаос кипящих «бочек» и сливов. Помятуя о том, что паводок на Чарыне так же быстро спадает, как и начинается, решаем пережидать. Пока же часть народа собирается и идет на глубокую разведку дальше по Майнаку.



наверх

2 участок: р. Орто-Мерке - р. Шет-Мерке


2 участок: р. Орто-Мерке - р. Шет-Мерке

Протяженость - 5,5 км., количество препятствий - 19 порогов, 2 шиверы, средний уклон - 27 м/км ( без учета падения уровня на протяжении каскада порогов "Подкова" ). Внутри данного отрезка по характеру препятствий и береговой обстановке можно выделить три участка:

- р.Орто-Мерке - порог 19. Проход берегом возможен на очень коротких участках, зачастую просмотреть препятствие от начала до конца по одному берегу невозможно, высота скальных стен каньона около 150 метров. Один за другим расположены очень сложные или непроходимые пороги 10 "Уголок", 11 "Монстр", 12 "Туши свет", 16 "Барьер", 17 "Классика". Локальный обнос порогов 10, 11, 12, 16 при малой воде возможен по скальным береговым полкам. Данный участок по сложности и насыщенности препятствий - кульминация Майнакского ущелья.

- шивера 20 - порог 26. Препятствия значительно проще, долина несколько расширяется. Почти всюду возможен проход по берегу.

- порог 27 - устье р.Шет-Мерке - участок, на котором расположен каскад порогов "Подкова". Каскад представляет собой серию высоких крутых водопадных сливов-сбросов сквозь нагромождение скальных обломков. Даже теоретически наметить вариант прохождения не представляется возможным. Обнос данного участка возможен по левому берегу, переваливая от начала п.27 через понижение в боковом гребне в долину р.Шет-Мерке.

Кипящий хаос в «Туши свет»

Кипящий хаос в «Туши свет»

Идем по краю гребня, река отовсюду видна как на ладони. Сразу понимаем, что по такому уровню воды сплав может быть возможен только на судах типа «бублик». В «негабаритном» «Туши свет» у нас практически залиты все камни. «Барьер» (а-ля «Капкан» в малую воду) мы поначалу вообще не могли опознать, и только привязка к лоции помогла разглядеть мощный четырехметровый слив. «Классика» превратилась в ряд кипящих «бочек» поперек всего русла. Препятствия почти перестали разделяться между собой. На «Подкову» мы даже не пошли смотреть.

В общем, никто из нас, многие, имея за плечами Башкаусы – Чулышманы, Муксу-Обихиногоу и прочие «шестерки», подобного нигде не встречали. Вместе с тем мы понимали, что для того, чтобы идти Майнак, надо дожидаться большего спада воды, нежели это может произойти. Хотя бы до 50-60 кубов, не говоря о 30-40 черниковских. Время есть – решаем пока ждать, Майнак был нашей целью.

Черный провал Майнака
Черный провал Майнака

Черный провал Майнака

Черный провал Майнака

Увы, дождь периодически заряжает и в течение следующих двух дней. Каждое утро вылезаем из палаток, бежим к реке и с тоской видим, что уровень воды не понижается. За эти дни, поднявшись вдоль Орто-Мерке, мы выходили к людям для вынужденного пополнения запасов «горючего», а заодно и поиска транспорта в случае вероятностного обвоза части Майнака. На четвертый день, как ни прискорбно это осознавать, с помощью веревки поднимаем «двойки» от «Ангара» наверх и несем их в лагерь. Двое уходят в аул и вызывают наутро бортовой ЗиЛ, который по максимуму проезжает вдоль притока ближе к нашему лагерю. Грузимся, не разбирая каты, и едем к Шет-Мерке.



наверх

3 участок: р. Шет-Мерке - пешеходный мост


3 участок: р. Шет-Мерке - пешеходный мост

Протяженность - 4,4 км., количество препятствий : 13 порогов, 2 протяженные шиверы, средний уклон - 25 м/км.

а наверху так все безмятежно…
а наверху так все безмятежно…

а наверху так все безмятежно…

а наверху так все безмятежно…

На всем протяжении заключительной части ущелья сложная береговая ситуация, характеризующаяся сильным расчленением береговых склонов, наличием бомов, каньонообразных сужений русла, осыпей, густой кустарниковой (колючей) растительности. По левому берегу можно пройти либо по тропе в среднем, сильно изрезанном сухими саями ярусе каньона, либо по дороге по плато. Для спуска с плато к реке в районе остатков пешеходного моста в конце ущелья по высоте приходится сбрасывать порядка 300 метров.

В середине данного участка имеется габаритный непроход - порог 39 "Песочные часы". Локальный обнос и частичная проводка возможны с применением альпинистской техники и необходимого специального снаряжения.

в Грации
в Грации

в Грации

в Грации

К числу наиболее сложных препятствий участка относятся пороги : №31-33, № 39 (п."Песочные часы"), № 41 ( п. " Грация " ), № 44 ( п. " Победа " ).

В целом о Майнакском ущелье. Из-за большой концентрации сложных препятствий, крайне сложной береговой обстановки, значительного уклона техническая сложность прохождения остается при любом уровне воды. Более того, при высоком уровне воды прохождение скорее всего невозможно, река в ущелье представляет высокоскоростной, крайне опасный, цельный мощный водоток. Количество мест, где возможно зачаливание, крайне ограничено.

При среднем уровне воды (35-50 куб.м./с) прохождение ущелья является наиболее перспективным и техничным.

При понижении уровня воды мощность препятствий понижается, в русле открывается значительное количество камней, проходы между которыми на грани размеров судов, образуется ряд дополнительных габаритных непроходов ( в порогах № 6, 9, 16, 43 ).

Следует отметить, что ввиду узости русла в каньонообразных составляющих ущелья, относительно небольшое изменение уровня воды может приводить к существенным изменениям характера препятствий.

Высокая техническая сложность прохождения ущелья, значительная вероятность аварии при прохождении проблемных мест обуславливают целесообразность применения тактики базовых лагерей. В качестве " рабочего " берега на всем протяжении ущелья используется левый берег. Наиболее подходящими местами для установки базовых лагерей являются устья вышеупомянутых притоков.

После впадения Шет-Мерке в Чарын спешиваемся и идем на разведку по краю ущелья. Пороги 31-33 выглядят мощно для наших «двоек», «четверка» же такое «слопать» должна. Затрагивая тему выбора судов, стоит отметить, что на «двойках» сплав по Чарыну представляется актуальным только по очень низкому уровню воды, да даже и в этом случае везде, где пойдет «двойка», будет уютно и на «четверке».

Дальше за поворотом должен быть негабарит «Песочные часы» - где пришлось бы корячиться, обнося по скалам каты. После долгих пересудов принимаем решение о спуске сразу за «часами». Машина подъезжает к краю плато, и мы разгружаем свое барахло. Спуск вниз длинный, путь изрезан саями, сыпухами, стоит изнуряющая жара. Сначала идем с катамаранами на плечах, потом выдыхаемся, бросаем их и спускаем только рюкзаки. Уже темнеет, ложимся спать на берегу, в спальниках прямо на камнях - для палаток мест попросту нет.

«двойка» где-то там (в 42-ом)
«двойка» где-то там (в 42-ом)

«двойка» где-то там (в 42-ом)

«двойка» где-то там (в 42-ом)

С утра спускаем катамараны и готовимся штурмовать нижний участок Майнака. По очереди прыгаем «Грацию» - красивый мощный трехметровый слив, после которого все «приезжает» в жесткую неприятную бочку под ПБ. Стометровый 42-ой из 5В превратился в двухсотметровый порог категории 6А с чередой сливов и «бочек». В первый раз в жизни довелось испытать на «двойке» незнакомое чувство – упасть в слив и болтаться там десяток секунд вверх-вниз на носовой свечке как болванчик. Но все хорошо кончается, и все собираются в улове за порогом. В «Альтераниве» у нас открывается чистый левый проход. А вот «Победа» задает нам задачу – с двух сторон из воды встают могучие скалы, закрывая путь разведчикам. Попытка Макса пролезть вверх по ЛБ результатов не принесла. Порог по описания серьезный, решаем осмыслить его наутро.

На рассвете частично удается увидеть порог, точнее заход в него, с правого берега. Пускаем вперед «четверку» - она большая ее пронесет. «Двойки» дожидаются результатов прохождения на рации. Первое судно выходит на связь и ориентирует ребят насчет линии движения в пороге, после чего экипажи «двоек» с переменным успехом пытаются ее выдержать и благополучно проходят препятствие.

Выходная шивера, и Майнак ослабляет свои тиски и прощается с нами. Прощается насмешливо: в этом году нам не удалось полностью пройти его, будем ловить воду на следующий. Больше возможностей гидростроители нам не дадут.



наверх

Выход с маршрута


Выход с маршрута

Тем временем мы движемся дальше. Длинный утомительный перегон по Жаланашской котловине сменяется фановым каньоном «Альбатрос». Методично все ступени едем сходу. Идущая первым на этом участке адмиральская «двойка», обратив внимание в лоции только на категорию: 4С, и, не дочитав до конца, так же методично валится в девятую ступень каньона – по нашей воде мощный четырехметровый водопад. Крупная плита в центре русла – ориентир порога, целиком скрыта под водой. Катамаран рушится вниз, но удерживается на ровном киле и застревает в котле. Экипаж с тревогой поглядывает наверх, ожидая падения остальных судов на свои головы. Но идущие следом успели вовремя сориентироваться, увидев, как впереди исчезает флагман, и ушли в правую пологую часть русла. В полукилометре ниже разбиваем лагерь на «Райской поляне» - широкой полке ЛБ, всю изрытую какими-то норами. Ведем себя аккуратно: мало ли какая гадость в них может обитать.

часовые «Зубной щетки»

часовые «Зубной щетки»

На следующий день после часа несложного сплава, походим к двум автомобильным моста, стоящих неподалеку друг от друга (старому и новому) – это ориентиры ущелья «Зубной щетки»- самого сложного препятствия нижнего Чарына. После предварительной разведки проходим первую ступень, проезжаем еще немного и вылезаем смотреть вторую и особенно третью – кульминационную ступень ущелья. Вторая – длинная, узкая, мощная, крутопадающая – идется, но она без разрыва сразу же переходит в локальную третью – гряду камней поперек русла с неизбежным навалом на них. Очень все непонятно и неприятно. Обнос напрашивается сам собой, но займет очень много времени т.к. береговая тропа завалена крупноглыбовой осыпью. Не считая остатка сегодняшнего, остается всего два дня до самолета, а впереди еще 45 км сплава с длинным «шестерочным» Тау-Теке, который тоже не известно, что будет представлять собой по такому уровню воды. На общем собрании решаем прекратить сплав и вылезать обратно к автомобильному мосту, куда и вызвать по спутниковому телефону забронированный заранее на выброску автомобиль. К вечеру понимаем, что сделали правильный выбор: часовой ливень прибавил к итак уже немаленькому уровню воды еще пару десятков кубов и еще более отвратительный ее цвет.

Поляна замков

Поляна замков

Антистапель, заезд на экскурсию в Долину замков – очаровательное и удивительное место – результат выветривания скальных пород, день в Алма-Ате с поездкой на Медео и Чимбулак и полная уверенность в том, что мы сюда вернемся.

Р.Айбатулин
Ответы на всевозможные вопросы можно получить тут yandex.ru или обсудить на форуме:)



наверх