|
Авторы Равиль Айбатулин Пётр Бакланов Реки, где мы были Шахдара Гунт
|
Памир… Крыша мира, высочайшая горная система Союза, манящая цель, вершина мастерства и амбиций советских водников. После развала СССР на целое десятилетие почти забытый регион. Гражданская война и всеобщая неразбериха в Таджикистане оттолкнули людей от этих красивейших гор. И только в последние годы отдельные группы стали просачиваться на эту территорию. Обихингоу и Муксу Вадима Власова и Михаила Верхотурова, Транспамирская экспедиция Сергея Черника, ралли по Шахдаре и Гунту Константина Петрова – все эти удачные походы стали говорить о том, что Памир снова готов принимать гостей и радовать нас своими горными пейзажами и бурными реками. Во избежание всяких бюрократических проволочек и потерь времени мы по совету друзей связались с одной из местных фирм, которая и подготовила нам пакет документов, необходимых для пребывания в Таджикистане, и помогла решить транспортную проблему, арендовав под наши разъезды «буханку». Небезосновательными были опасения насчет не совсем порядочного отношения представителей таджикской авиакомпании к грузу пассажиров, но в нашем случае все наши переполненные рюкзаки прилетели с нами этим же рейсом, чему мы, конечно же, были несказанно рады. И вот, мы выходим из здания аэропорта и попадаем в душные объятия Средней Азии. На протяжении последующих двух недель наш дом – горы, наш климат +40 по Цельсию, наша стихия – вода. Пока наши документы в течение дня регистрировались в ОВИРЕ, мы были пленены местным базаром, вследствие чего все пустые ниши в машине были заполнены арбузами, дынями, грушами и виноградом. И вот, мы пылим по Памирскому тракту – одной из самых высокогорных дорог мира. С интересом смотрим на открывающиеся из низких окон Уазика картины окружающего мира. Другая жизнь, другая цивилизация. Горы постепенно окутывают нас все больше и больше, громоздясь вокруг толстыми стенами и причудливыми пиками, а подчас обрываясь глубокими пропастями в метре от наших колес. По обочинам иногда встречаются остатки бронетехники – остатки кровопролитной войны. Со слов одного из водителей, памирцы так и не пустили к себе в горы таджиков – жителей долин, остановив их на перевале. Кстати, даже в такой маленькой стране как Таджикистан, есть деление на народности. Жители Памира (административно - Горный Бадахшан) не считают себя таджиками, имея свой язык, свою культуру, свой быт. Но объединяет обе народности традиционное восточное гостеприимство: как бы ни бедно жили эти люди, их дом всегда будет открыт для гостей, и на столе всегда будет дымиться теплая лепешка. Мы на себе испытали и накрытые до краев дастарханы и более скромные чай с хлебом. Дорога до Хорога – города, в районе которого сливаются Шахдара и Гунт и откуда начинается заброска вверх по рекам – долгая, порядка 20-ти часов. А если еще прибавить обеденные остановки и ночлег, то общее время в пути доходит до полутора дней. Последние часов семь дорога идет по берегу Пянджа – пограничной реки, по которой проходит граница Таджикистана и Афганистана. Порой по ту сторону реки можно наблюдать кишлаки, овринги, фигурки людей, ишаков. Вдоль реки с нашей стороны до сих пор встречаются неразминированные участки земли, о чем красноречиво предупреждают соответствующие таблички. Сам Пяндж тоже впечатляет, особенно когда эти несколько сот кубов бурой воды зажимаются скалами, образуя при этом мощнейшие пороги с гомерических размеров «бочками». Пару раз останавливали на постах, но у нас были разрешения на пребывание в погранзоне и список группы, так что у нас не возникло никаких проблем. Отдельно стоит отметить результаты воспитательного процесса, проведенного местными гаишниками, или БДА («Брат, долю Атдай»). При остановке у поста БДА, каждый! водитель без лишних вопросов отдает мзду в виде нескольких сомони. В Хороге мы посетили высокогорный Ботанический сад, где собрана уникальная коллекция флоры, адаптированной к произрастанию на такой высоте, и откуда открывается панорама города и стрелки Гунта и Шахдары. Какой же безобидной смотрится на фоне Гунта маленькая Шахдара! И какое же это ошибочное представление, как выяснилось потом... Шахдара Еще каких-то три часа вдоль по реке, и мы в верховьях Шахдары. Надо отметить, что ночами довольно прохладно: все-таки сказывается высота и скорое приближение осени. Еще по дороге мы успели заметить, что в верхней части реки есть довольно протяженные плесы, преодоление которых заняло добрую половину первого и второй день сплава. Но были вознаграждены, подойдя ближе к вечеру первого дня к одному из сложнейших препятствий Шахдары – Сеждскому непроходу. Придерживаясь тактики проходить любую реку по максимуму, шаг за шагом мы приступили к прохождению каскада категории 6С. Ни в одном из отчетов предыдущих групп мы не встретили описаний хотя бы попыток прохождений этого препятствия. Неужели мы будем первыми, неужели еще осталось что-то и для нас!? «Непроход» действительно заставляет призадуматься, особенно при просмотре с высоты дороги: в узком ущелье с громадным уклоном немноговодная пока еще река (~30 кубов) на протяжении почти километра валится через беспорядочное нагромождение камней. На «четверках» здесь действительно будет тесновато, а вот для наших «двоек» вроде как что-то вырисовывается. Решаем попробовать двумя катами, третий экипаж еще пока «сыроват» - первый день сплава, как-никак. Намечаем линию движения от «тени» до «тени» и начинаем поэтапно идти. Главное – выдержать эту линию, т.к. малейшее отклонение от нее может привести к жесткому навалу на какие-нибудь камни, выход откуда на ровном киле будет проблематичен, а киль с дальнейшим самосплавом представлялся нам довольно криминальным. Еще пока не все получается, как запланировано: проходить такие пороги в начале маршрута, конечно же, немного «не с руки» – не привык к воде, к катамарану, к действиям напарника… Пару раз теряем фарватер, но в последний момент все же кидаем катамаран в нужные части русла. Подчас стоишь на берегу, смотришь вверх по течению и не понимаешь, как тут только что смог пройти катамаран. С большим облегчением уже под вечер вырываемся из тисков ущелья и чалимся на берег для ночевки. В мыслях благодарим провидение, что фортуна с первого дня на нашей стороне. После короткого участка быстротока река входит в Сеждский каньон, в котором расположены три водопада. С утра лазим по каньону, просматриваем препятствия. Сначала река падает 10-ти метровым водопадом, после которого почти вся вода забивается в отвратительный «карман» левого берега. Потом Шахдара пару сотен метров спокойно течет в узкой щели, на выходе из которой она прорывается в долину отвесным двухметровым и относительно пологим пятиметровым водопадами, разделенными тридцатиметровым уловом. Обнесли каньон и поднялись вверх по береговым скалам, чтобы прыгнуть двумя катами два выходных водопада. Невзрачный двухметровый оказался на деле очень коварным: большая часть струи незаметно, но очень сильно валит на скалу правого берега. Довольно интересно отпускать первый катамаран из улова и, еще не успев подняться, видеть взметнувшиеся вверх баллоны и слышать стук живой массы в спасжилетах о камни. Мы решили подстраховаться и выставить спасконец, которым и зачалили судно и вылезший на него экипаж перед следующим водопадом. Ребята немного побились об скалы, но обошлось без каких-либо существенных травм. Адмиральский «Летучий Голландец» зашел как можно левее... казалось, что водопад уже пройден, но нет... в последний момент правый баллон ушел вниз, левый наверх – оверкиль. Ну что же – тренировка спасработ тоже является неотъемлемой частью «шестерочного» маршрута. Последний водопад при ближайшем рассмотрении оказался тоже не из простых: вся вода, отражаясь от правого берега косым валом, била чуть ниже на выступ левого берега, сваливаясь в «котел» после него. Только «Голландец» решился на прохождение – слева направо прострелил вал, уйдя тем самым от боя в стену, и по его гребню свалился в «котел», откуда были видны только каски экипажа, после чего под аплодисменты местных мальчишек, оккупировавших весь берег, выбрался из водопада. Представление закончилось, и клоуны, откланявшись, поехали дальше. Выйдя из каньона, река на протяжении нескольких километров образует так называемый Сеждский каскад, и хотя по лоции он довольно серьезный, реально выше «четверки» никак не тянет. Оставшуюся часть дня мы опять занимались тем, что преодолевали плесы. Наш совет тем, кто соберется на эти реки – если вы не собираетесь проходить «Непроход» и водопады, то начинать сплав стоит существенно ниже, например, от каскада Бедиз. Именно каскадами Бедиз и Сорж открывается интересная сплавная часть реки. Первые каскады еще не сложны, опытными экипажами они могут преодолеваться даже сходу. Река только начинает показывать свой характер. Но буквально через час Шахдара снова ставит перед вами головоломку в виде сложнейшего Рошткалинского прорыва. Особенно проблематична первая ступень, где река, проходя сначала через несколько отвесных сливов, запирается камнями в узком скальном сужении, оставляя мало шансов для успешного прохождения. Мы протерли все штаны, лазая целый час в раздумьях по крупновалунному берегу. В итоге, как ни прискорбно это осознавать, мы решили обнести эту ступень и стартовали сразу же после сужения русла. Хотя в прошлом году ребята из команды Петрова благополучно прошли это препятствие (прижим к скале на 52 секунды ). Надо признать, что предстань такой порог перед нами где-нибудь в конце маршрута, возможно, мы были бы более решительны. Пройти оставшиеся ступени прорыва не составило большого труда. Далее река снова разливается плесами, но на сей раз последними: от кишлаков Парзунч и Миденшарв Шахдара входит в так называемое Нижнее ущелье, которое тянется практически непрерывными каскадами порогов на протяжении почти 25-ти километров до самого слияния с Гунтом. Ущелье начинается мощнейшим Чагифским каскадом порогов. Подойдя ко входу в ущелье уже ближе к вечеру, мы бегло просмотрели сверху часть каскада, наметили пару полочек для ночлега и прыгнули в упоры. Впечатления были феерическими – река изменилась до неузнаваемости: мощь и скорость потока увеличилась раза в два, концентрация препятствий стала очень плотной. Сплав под вечер был очень фановый! Решили долго судьбу не испытывать и выкинулись на одной из немногочисленных полочек на берег, оставив дальнейшее прохождение на утро. Повышенное содержание адреналина в крови, разбавленное волшебными напитками, феерическая река, звездное небо, которое здесь кажется ближе, полная луна, встающая из-за гор и освещающая эти горы... и почему мы здесь только сейчас? На Шахдаре, надо отметить, очень много кишлаков, и практически всегда мы находились под пристальным взором местного населения. Где бы мы ни проплывали, на берега или на мосты все время высыпали люди. Создавалось даже такое впечатление, что они весь день только и смотрят на реку в надежде, что кто-нибудь появится на горизонте. Несмотря на их назойливость, каких-либо проблем у нас ни разу не возникло, не считая украденной с одного катамарана чалки. Наоборот, население очень приветливо и готово всегда помочь чем угодно. Нередки были и приглашения погостить в доме, но мы, как правило, извинялись и отказывались, ссылаясь на жесткий график. Наутро мы подошли к ключевому месту Чагифского каскада, которое по описаниям очень часто обносят, сетуя на обилие камней в русле. По нашей воде проходы, хоть и с весьма хитрой траекторией, были везде. Тем не менее, мы потеряли почти полдня на разведку, раздумья над линией движения и, собственно, само прохождение. Русло, действительно, сильно замусорено крупными камнями, между которыми беснуется поток. Несмотря на это, все экипажи почти четко выдержали намеченную линию движения. Далее до кишлака Чагиф река постепенно упрощается, но, тем не менее, на воде это особо не ощущается: катамаран швыряет по мощным шиверам постоянно. Дальше решили сесть в машину и проехали несколько километров хотя бы для понимания того, что творится на реке, после чего походной колонной продолжили сплав. Река не дает расслабиться ни на секунду – мощные шиверы вперемешку с порогами следуют одна за другой – очень динамичный, насыщенный сплав. Такой, от которого получаешь одно удовольствие! Прохождение таких препятствий сходу, без просмотра добавляет эмоционального напряжения. Подчас катамараны ненадолго застревают в «бочках», взлетают на косых валах. Каскады «Реджист» и «Последний» проходили наутро следующего дня. Ближе к устью расход воды в реке составляет порядка 50-60-ти кубов. Идем уже уверенно, успев за эти дни привыкнуть к памирской «воде» и протяженным препятствиям, характерным для этих рек. Чалимся прямо на окраине Хорога, переодеваемся, сдуваем баллоны и привязываем катамараны на крышу Уазика. Плотно пообедали в городе, докупили фрукты и кое-что из питания и выдвинулись по Памирскому тракту вверх по Гунту. По дороге открываются замечательные виды на окружающие долину высокие горы. Долина Гунта необыкновенно красива – крутые, а нередко и отвесные склоны прилегающих хребтов сжимают ее с двух сторон. Останавливаемся то и дело для очередной фотосессии. Уже под вечер заезжаем вверх по одному из истоков Гунта, реке Тогузбулок, на горячие источники Джеланды. Здесь останавливаемся в гостинице и весь вечер принимаем горячие радоновые ванны. Получился хороший relax между двумя речками. наверх Гунт С утра, изучив лоцию Гунта и впечатления людей, побывавших здесь в прошлом году, решаем начинать сплав от Чартымского завала. Выше по реке либо несложные препятствия, либо плесы, которых мы вдоволь натерпелись на Шахдаре. Завал, конечно, впечатляет: река на протяжении примерно трех сотен метров хаотично прорывается через него водопадными ступенями. Падение на участке очень велико. «Мини-экскурсия» по этому ландшафтному объекту – и мы замечаем, что выходные метров сто очень даже идутся, и есть неплохой улов, куда можно спустить катамараны, что мы тут же не преминули и сделать. Выходная часть завала представляет собой трековый мощный слив на левом повороте и набор здоровых «бочек» через все русло на прямом участке. Даже на этом, казалось бы, коротком участке, падение видно невооруженным глазом: место старта находится выше макушек деревьев, растущих внизу! С дороги, надо признаться, все смотрелось проще, чем оказалось на воде. Экипажи обоих шедших препятствие катамаранов испытали полную гамму ощущений, зарываясь в сливах и «бочках»! После таких утренних процедур довольные и радостные мы пошли обычным строем вниз по Гунту, собирая на пятикилометровом участке разбоев дрова для костра, которые мы перекинули чуть ниже в машину. На протяжении всего маршрута нам удавалось находить дрова, хотя подчас это происходило именно так. «Вкатывание» в реку начинается с Вирского каскада (Чартымский завал стоит особняком в ряду порогов Гунта и не является характерным препятствием). Каскад, представляющий набор мощных, беспрерывно идущих шивер, общей протяженностью порядка 10-ти километров, позволяет привыкнуть к воде Гунта и его большему, по сравнению с Шахдарой, расходу. Сами препятствия технически несложные, но начинаешь понимать, что плюхи стали крупнее, и что некоторых из них стоит по возможности избегать. Очень красив порог «Девяткова» с декорациями в русле в виде крупных обломков скал, раскиданных после взрывных работ при прокладывании дороги. В этот же день мы прошли и «Демьяновский», считающийся одним из самых серьезных на реке. Нам, если честно, так не показалось. И хотя месит в пороге, где вся немаленькая река сжимается скалами, неслабо, мы, в основном, прошли, как и планировали. Один экипаж нашел приключение уже после порога, где под автомобильным мостом закипала нехилых масштабов бочка. Очень легко и непринужденно катамаран полетел по диагонали. Ребята сами поставили его на ровный киль ниже по течению, но на берегу выяснилось, что капитан сильно подвернул ногу, видимо, выскакивая из упоров после переворота. Наутро состояние поврежденной конечности не улучшилось, поэтому он решил не рисковать и не продолжать дальше сплав, а смотреть на оставшуюся часть реки из окна машины. Были бы мы в автономке, наверное, ребята со всеми предосторожностями пошли бы дальше по воде, но в наших условиях этого делать не стоило. А наша «подбитая» флотилия тем временем движется вперед, преодолевая километр за километром «голубые» дороги Памира. По сторонам открываются величественные виды ущелья Гунта, поражающие своей мощью горы. Все то, что мы видим вокруг себя за эти дни, очень сильно отличается от пейзажей Алтая, Саян, Кавказа, Тянь-Шаня. Этакие фантастические каменные декорации увеличенного масштаба! Порогом «Сюрприз» начинаются препятствия нижнего течения Гунта, и створки плотины гидроэлектростанции, построенной здесь недавно, являются их своеобразными воротами. Как уже упоминалось выше, для Шахдары, а также и для Гунта характерны препятствия, идущие продолжительными каскадами. Просмотр их целиком по жаре очень утомителен. Нам, как правило, не хватало на это терпения, и просмотр ограничивался третью или половиной порога, далее все шли с наплыва. Мы позволяли себе читать пороги с воды: и дури, и опыта для этого у нас хватало. На Гунте каскады технически несложны, но основную опасность представляет большая вода: 80-100 кубов, сжатые в ущельях, подчас играют с катамараном-«двойкой», как со щепкой. В некоторых местах идем на пределе водоизмещения. Вытягивать кат из «бочки», порой из последних сил, становится привычным делом. Плесы на реке отсутствуют, даже на прогонных шиверах то и дело либо убегаешь от «котлов» и «бочек», либо с криком «ходу!» снова испытываешь на прочность судно и экипаж. Движемся жестким тандемом, то и дело с интересом оглядываясь друг на друга: выйдут ли ребята из очередной заварушки в русле? Самое интересное на Гунте началось на следующий день. С утра мы благополучно прыгнули мощный слив под мостом Памирского тракта, хотя долго чесали затылки, как лучше это сделать. Потом обнесли водопад, где весь Гунт падает в узкий глубокий слив и как будто там и остается. Вода какими-то тайными лазейками находит себе путь внизу и начинает течь дальше только метров через десять. В общем, «зажить» в случае попытки прохождения можно было бы там надолго. После этого мы въехали в Тоннельные пороги Нижнего ущелья реки, где почувствовали себя уже совсем неуютно в окружении всего того, что клокотало за бортом. Стало понятно, что из одной из таких «бочек», которые то и дело вспухали по курсу, можно было бы выехать и не на ровном киле. Вовремя решили тормознуть и посмотреть все-таки, что творится за поворотом. Как оказалось, не зря: порог впереди был очень мощным, и нужно было наметить оптимальную линию движения. Первый катамаран хоть и с небольшими приключениями, но все же успешно ушел за порог и встал на страховку. Через несколько минут по рации передали, что один из членов экипажа второго катамарана неудачно упал на камнях, возвращаясь к месту старта, и повредил руку. На что хватило его сил, так это перечалиться на правый берег, где можно было вылезти на дорогу к машине. Дальше экипаж идти не мог. До Хорога оставалось еще километров пять, пять километров белой воды, где Гунт скрывался в Нижнем каньоне – последнем препятствии на реке. Дорога же уходила высоко вверх и в сторону по склону хребта. Несмотря на нарушение техники безопасности, адмиральский экипаж все же решил прорываться к Хорогу по реке. К тому же мы знали, что ребята из группы, побывавшей здесь в прошлом году, удачно проехали каньон также одним катом. Стартовав ниже водозабора ГЭС, уже второй по счету на реке, катамаран заплясал на волнах. С первых же минут началось реальное молотилово. Первый километр каньона представляет собой сложнейшую трассу, напичканную камнями, сливами, «бочками». А прохождение всего этого бардака без просмотра вызывало еще больший прилив адреналина. Дойдя до конца первого участка, мы, обессиленные, свалились на берег отдышаться. Далее река вроде бы стала упрощаться, но вот, через несколько сот метров в очередном скальном сужении все валится через три стоящие друг за другом мощные «бочки». В одной из них «голландец» уже почти стоял носами вертикально вверх, словно собираясь оправдать свое название. И руки и палуба дрожали от напряжения, но на этот раз река пропустила нас. Во второй половине каньона таких приключений уже не было, река действительно упрощается, хотя скальный коридор тянется почти до самых улиц города. Проплыли стрелку с Шахдарой – какой же маленькой кажется эта еще недавно казавшаяся нам такой грозной река по сравнению с Гунтом. Команда в окружении многочисленных зрителей уже встречала экипаж на автомобильном мосту. Для пущей важности и для фотокамер залезли напоследок на ряд пирамидальных валов, чуть не опрокинувшись в одном из них – вот было бы смешно. Гунт пройден, и на этом закончена наша спортивная часть похода. Все довольны, поздравляют друг друга. Немного жаль, что не все экипажи дошли до победного конца, но, в целом, группа выполнила поставленную перед ней задачу – в сжатые сроки по максимуму пройти две красивейших реки Памира – Шахдару и Гунт. Имея в запасе еще полтора дня, решаем посетить курорт Гарм-Чашму, что в часе езды от Хорога, и искупаться там в горячих источниках. Ночное купание под лунным светом было воистину завораживающе. На следующий день просушиваем катамараны и выезжаем в сторону Душанбе. Впереди нас ожидала долгая дорога через горы, тряска в салоне УАЗика, прогулка по солнечной столице Таджикистана, полет на Родину и воспоминания... Воспоминания о теплой приветливой стране, сумасшедших реках и нашей дружной компании. И огромное желание сюда вернуться! Равиль Айбатулин, Пётр Бакланов |
||
наверх |