Рафтинг, как вид спорта

 

Давно собирался написать что-то вроде пособия для тех, кто делает в рафтинге первые шаги. А может быть, и более опытным эти записки чем-нибудь помогут. К сожалению, тех, кто занимается именно спортивным рафтингом сейчас в России не так уж много. Сейчас всё больше в моде рафтинг коммерческий. То, что будет написано здесь и в последующих уроках, наверняка заинтересует не только начинающих спортсменов, ведь людям, которые захотят прокатиться на рафте в коммерческом туре тоже не вредно будет узнать кое-какие хитрости этого дела. И хотя коммерческий рафт отличается от спортивного также, как охотничьи лыжи от гоночных, знание, даже в теории, некоторых основ рафтинга позволит получить новоиспечённому экипажу больше удовольствия от мероприятия, а также может повысить безопасность сплава. Очень хочется верить в то, что у меня получится изложить всё  это так, чтобы читалось легко и интересно, в том числе людям непосредственно с рафтом пока не знакомым. Ну а если кто-нибудь из вас благодаря этим запискам приобщится к спортивному рафтингу, это будет просто здорово.

 

 

Начать я хочу с самого конца, и рассказать историю одной гонки. Вернее, это будет не совсем история, а, так сказать, взгляд изнутри: что мы думали, как рассуждали, когда готовились к старту и шли дистанцию. Хочется показать поближе, насколько интересен рафтинг, как вид спорта. Многие, наверное, думают: Ну что тут может быть интересного. Греби себе, пока руки не отвалятся. Но я хочу показать, что в рафте нужно не только хорошо грести, но и правильно думать. И в дальнейшем я время от времени буду делать разного рода отступления, чтобы разбавить сухой стиль какой-нибудь историей.

Итак, в Чили на реке Футалефу подходил к концу Чемпионат Мира 2000 по рафтингу. Остался последний этап - марафон. К этому моменту наша команда лидировала, заняв второе место в квалификации, выиграв золото в параллельном спринте, и бронзу в слаломе. Отрыв был небольшой, и любая из трёх или четырёх команд (сейчас уже не помню), побеждая в длинной гонке, выигрывала бы чемпионат.

Выходим на старт. С нами вместе стартуют ещё четыре команды из первой пятёрки. На соревнованиях по рафтингу старт длинной гонке стараются делать максимально массовым. Количество одновременно стартующих команд ограничивается только возможностью стартовать в достаточно равных условиях. А это определяется характером реки в месте старта. В данном случае стартовать нужно было из суводи (суводь – участок реки, часто возле выступов берега или за камнями, островами и т.п. с отсутствующим течением воды или даже направленным навстречу основному течению) и метров сто идти по абсолютно гладкой воде до первой шиверы. Мы были почти уверены, что на старте выйдем вперёд и первыми подойдём к началу порогов (эта уверенность возникла у нас после спринтов - стартуя с сильнейшими по плохой воде, мы практически догоняли их на начальном участке). Однако дальнейшее представлялось совсем не однозначно.

Надо сказать, что соревнования по рафтингу включают в себя так называемые официальные тренировки. То есть соревнования открываются за два, а то и за три дня до начала первых стартов. Это время используется командами для того, чтобы, на выданных организаторами рафтах, изучить, насколько это возможно, будущие дистанции гонок. Самое трудное - выучить дистанцию марафона. И действительно, попробуйте запомнить линию движения на протяжении 10 – 15, а то и больше километров бурной воды за три – четыре спуска. И речь здесь идёт не о сложных порогах. Именных порогов не много, запоминаются они легко, тем более что траектории движения в них, как правило, вполне однозначны. А вот простые порожки, перекаты, шиверки, да просто участки с хорошо текущей водой создают множество вариантов их прохождения и в то же время очень похожи друг на друга. Ошибаться с выбором линии движения здесь нельзя, а для этого необходимо правильно идентифицировать каждый такой участок.

За те годы, что наша команда участвовала в соревнованиях по рафтингу, мы придумали несколько приёмов, которые помогали нам в запоминании дистанции. Обычно мы действовали следующим образом. Приближаясь к препятствию (под «препятствиями» надо понимать не только пороги – это может быть поворот реки, торчащий камень в русле, вообще всё что угодно, предполагающее возможность неоднозначной траектории движения) мы пытаемся сходу увидеть очевидно быстрейшую линию движения. Если таковая обнаружена, проходим препятствие, следуя этой линии, затем останавливаемся и оцениваем насколько правильным был наш выбор. Если правильным, то на это препятствие в дальнейшем внимание уже не обращается. Если же линия движения оказывается ошибочной, мы достаём бумагу, карандаш и записываем ориентиры, правильную траекторию, придумываем и записываем название для препятствия. Если этого не сделать, то через некоторое время это место растворится в десятке таких же мест пройденных на этой реке позже или раньше. Придумать хорошее название не так просто, как кажется. Самое лучшее, если название будет легко ассоциироваться именно с этим конкретным препятствием. Например, на берегу компания отдыхающих устроила пикник – порог получил название Барбекю. Или из воды торчит упавшее дерево – порог Веточка. Иногда ориентиров не хватает и их приходится строить самим из камней или упавших стволов деревьев. Такой подход предполагает частые остановки с выходом на берег и просмотром препятствий уже после их прохождения. В Чили наши соперники стали над нами подшучивать, дескать, русские вместо того, чтобы заниматься рафтингом, занимаются скаутингом.

Но вернёмся к нашей гонке. Примерно в полукилометре от старта река раздваивалась, и оба русла представлялись совершенно равноценными с точки зрения скорости прохождения. Во всяком случае, наши отсечки на тренировках говорили именно об этом. Поэтому не было сомнений что, если мы первыми подойдём к развилке и выберем, например, левую протоку, то наши ближайшие преследователи обязательно пойдут по правой. И наоборот. По крайней мере, мы на их месте поступили бы именно так. Это связано с тем, что обогнать лидера, если он не совершает ошибок, трудно. Для этого надо уйти на более медленную воду и ускориться, пытаясь его обойти. В случае же равноценных траекторий можно обойти лидера, не выходя на плохую воду. Зная всё это, мы после стартового ускорения и выхода на бурный участок реки снизили темп и сделали небольшую передышку, чтобы подготовиться к ускоренному прохождению по одной из проток. Наш план сработал и по выходу из левой протоки мы сохранили своё лидерство.

По поводу ускорений и других изменений темпа движения.… Есть некоторые особенности в определении участков, на которых требуется ускоряться или отдыхать – ведь невозможно на протяжении всей гонки выдерживать высокий темп. В связи с этим в нашем экипаже, например, всегда выделяется специальный человек, который отвечает за ускорения. Его команды в этой связи обязательны для исполнения для всех членов экипажа.

Ещё через пол километра начинался короткий порог, идеальный заход в который, требовал ухода с быстрой воды для того, чтобы после прохождения этого порога рафт оказался бы на хорошей воде. Тут мы оказались в очень неприятном положении. С одной стороны, если хотим выполнить классические требования к сохранению максимально быстрого времени прохождения дистанции, то нам необходимо краткосрочно уйти на плохую воду. Но если это произойдёт, соперник, оставаясь на хорошей воде, перекрыл бы нам линию движения, и не важно, что он в итоге тоже проиграл бы по времени – для нас главное то, что мы не смогли бы в этом случае выдержать свою траекторию.

Мы приняли решение остаться на быстрой воде. Если бы в этот момент соперники пошли по правильному пути и ушли бы на быстрейшую линию движения, с временной потерей скорости, неизвестно, кто бы лидировал через пару минут.

Наконец, настал момент, которого мы ждали с особым волнением. Во время тренировочных спусков мы нашли место, которое в буквальном смысле могло решить судьбу марафона. Река здесь делала крутой поворот. Двигаясь по укороченному участку против воды по суводи, можно было сократить время прохождения на 15 секунд, что мы проверили, отработав разные варианты на тренировках. Были только две проблемы – чтобы это сработало, нужно было чрезвычайно точно осуществить заход в суводь, и второе – после захода необходимо было выложиться на полную катушку и неизвестно хватит ли на это сил во время гонки. Если хотя бы одно из условий не выполнить, было бы очень трудно рассчитывать на успех.

Для того чтобы всё получилось, был определён участок трассы, на котором мы должны были отдохнуть и подготовиться к этому ключевому моменту. Когда, после удачного прохождения этого поворота, наш отрыв достиг 20 секунд, можно было почти не сомневаться в окончательной победе нашей команды. К сожалению, я так и не знаю, пошёл кто-нибудь за нами в тот раз или нет. Маневр требовал от нас высокой концентрации внимания, и мы не могли даже оглянуться.

Вот и вся история. Получилось немного длинно. Обещаю, что больше таких длинных постов не будет. В следующий раз я немного расскажу о технике гребли применительно именно к рафту.

 

 

 

facebook like