Сквозь Акобамбу (Апуримак 2010)

Паспорт маршрута.


Паспорт маршрута.

Вид маршрута водный
Категория сложности VI
Средства сплава два четырехместных катамарана (~ 3 – 4 тонны)
Нитка маршрута г. Москва (Moscow) - г. Лима(Lima) - г.Куско(Cusco) - поселок Пилпинто(Pilpinto) - сплав по р. Апуримак (Apurimac) - мост Пуэнто Пасахе (Puente Pasaje) - город Андахуайлас (Andahuaylas) – г. Наска (Nazca) - г.Паракас (Paracas) - г.Лима(Lima) - г. Москва (Moscow)
Протяжённость маршрута Сплав по р. Апуримак ок. 250 км
Количество участников 8(на воде) + 4 самостоятельно путешествующих по стране человека
Участники экспедиции Айбатулин Равиль (организатор проекта), Бакланов Петр, Игнатьев Вячеслав, Дворкин Владимир, Потапов Андрей, Лукьянов Игорь, Суслов Сергей, Сухарев Михаил
Сроки маршрута с 29.05.2010 по 20.06.2010
Уровень воды средний
Дополнительная информация форуме



наверх

Общая информация о маршруте


"А что это за река? Большая река…" - спрашивает Кузьмич, очнувшись ото сна и прильнув к окну микроавтобуса.
"Это Пацифик оушн, Кузьмич!" - несется ответ Жука с заднего сиденья.

Общая информация о маршруте

Из неопубликованного анонса:

Сборная Команда kat2.ru, nord-ost.net и иже им сочувствующие отправляются в экспедицию в Перу. Цели поездки: побывать в Южной Америке, насладиться великолепными природными творениями Анд, прикоснуться к истории инкского периода и богатому культурному прошлому материка, и, наконец, попытаться пройти на двух четырехместных катамаранах одну из крупных водных артерий континента, один из истоков Амазонки – реку Apurimac.

Нас ожидают хитросплетение препятствий каньона Кусибамба и Black Canyon, пороги Commercial Section, а изюминкой водной части маршрута должна стать легендарная Acobamba Abyss (Abysmo) – пропасть, глубокая рана на теле Земли, где отвесные стены уносятся ввысь, подчас закрывая небесный свод. Окрепшая к тому времени река пробивается сквозь нее, образуя опасные мощные пороги. Лишь несколько зарубежных групп отважились уходить в Abysmo на свой страх и риск. Будем ли мы первыми россиянами, кто поднимет российский триколор в честь успешного прохождения Acobamba?

Мы будем далеко, мы будем глубоко, мы будем одни на другом конце Земли… Nobody helps them… Пожелайте нам удачи.

Альпака и Мачу-Пикчу

Альпака и Мачу-Пикчу

Мы на тихоокеанском побережье! Мы только что закончили сложный двенадцатидневный маршрут высшей категории сложности по одному из истоков великой Амазонки – реке Апуримак, и теперь мчимся к побережью омыть ноги в самом большом океане нашей планеты. Несмотря на свое название, нам он предстает совсем не тихим: ряды волн по всей длине горизонта с ревом накатывают на песчаный берег.

Мы как малые дети сбегаем с отвесного берега, на ходу скидывая одежду и бросаясь в волны. Это крайняя точка нашей экспедиции по загадочной стране Перу: завтра предстоит дорога в Лиму и перелет на родной материк, а сейчас мы резвимся в полосе прибоя, то и дело оказываясь опрокинутыми или поглощенными толщей соленой океанской воды.

На Южную Америку мы засматривались давно, но до поры до времени отпугивала немалая сумма денег, требующаяся на такое путешествие. Но вот зимой 2010 года был все-таки набран коллектив опытных туристов – водников из Москвы и проект перешел из стадии мечты в стадию окончательной проработки и шлифовки. Костяк составили ребята с kat2 и Nord-ost.

У нас были сведения об исследовании верховьев Апуримака группой Михаила Кирсанова в 2000 году, были сведения о среднем рафтовом участке, но самое интересное было ниже: легендарная и загадочная Acobamba Abyss – почти шестидесятикилометровая пропасть в глубине Анд. За все время лишь несколько групп иностранных каякеров побывало внутри нее. Отзывы были самые восхитительные: затерянная земля, отличная «белая» вода, грандиозные каньоны, череда сложных препятствий. Однако никакой толковой лоции, в нашем понимании, однако никто из них не оставил; лишь очень краткие характеристики отдельных участков. А с учетом сейсмоактивности данного региона, нас ожидало, чуть ли не первопрохождение. Все загадочное как всегда маняще!

Чуть ли не всю весну мы занимались поиском материалов, карт, высчитывали уклон реки, изучали рельеф местности, вели переписку с турфирмой в Лиме на предмет организации нам заброски и выброски с реки и ряда экскурсий. Уже незадолго до начала экспедиции удалось выйти на Шеа Робинсона – участника последней экспедиции зарубежных каякеров по Апуримаку. Именно от него мы и получили самые свежие данные об Акобамбе. И вот наконец-то в конце мая из аэропорта Домодедово самолет уносил восьмерых водников и четырех параллельно путешествующих по стране нкомых и родственников, через океан навстречу незнакомому нам еще материку Южная Америка.

Первые приключения начались еще в Мадриде, в транзитном терминале аэропорта Барахас, где нам не разрешили пронести с собой купленные в московском duty-free напитки, которые пришлось прямо перед стойкой и допивать с присущей нашему народу разухабистостью. Испанским таможенкам было не понять нормального состояния простой российской души и нам едва удалось ретироваться до подъезда подкрепления, которое уже было вызвано по рации. А так бы сидеть нам не в салоне Airbus «Maдрид – Лима», а в злосчастной мадридской каталажке.

Но первые испытания позади, ночной полет над океаном, и мы совершаем посадку в Лиме. Самолет делает вираж над голубой бездной, затем проносится над трущобами окраин и бежит по взлетно–посадочной полосе. Через несколько минут мы делаем первые шаги по земле другого континента, по земле Южной Америки. Быстрая пересадка на рейс в Куско, один потерянный рюкзак, который нам представители Иберии обещают завтра доставить прямо в Куско и как назло в нем половина одного катамарана. Сорокапятиминутный полет над Андами, в иллюминаторы видим Апуримак и даже наше место выброски (оно очень характерно из-за двух притоков, впадающих на небольшом расстоянии друг от друга) и вот мы стоим под раскаленным небом Куско. Полуденный зной, сводящий с ума, и высота 3400 м. над уровнем моря. Куско – столица Империи Инков, впоследствии разрушенная и перестроенная испанскими конкистадорами. Магическое место, где первый инка решил основать главный город своего будущего государства. Для лучшей акклиматизации, еще в Москве было решено несколько скинуть высоту и переехать ниже, в Священную Долину в направлении затерянного города инков Мачу-Пикчу.

По дороге посещаем террасы Chinchero, которые, впрочем, не очень нас впечатляют, но как-то начинают приобщать к истории инкской цивилизации. Без задних ног доезжаем до отеля и дружно валимся с ног – сказывается долгий перелет и девятичасовая разница во времени.

На следующий день у нас поездка в Мачу-Пикчу: главную достопримечательность Перу. Древний город инков зачаровывает: раскинувшийся на склонах горы, труднодоступный для любых завоевателей; постройки которого, и до сих пор хорошо сохранившиеся, особенно хорошо выглядят со стороны, например, отойдя немного в сторону и вверх по тропе Инков или поднявшись на соседнюю горушку Вайанапикчу. Неудивительно, что Мачу-Пикчу считается одним из чудес света.

Мачу-Пикчу
Вид на Саксайуаман и Куско

Мачу-Пикчу

Вид на Саксайуаман и Куско

До самого вечера наслаждаемся энергетикой этого места, бродим среди развалин, с разных мест запечатлеваем на фотоаппараты, и покидаем его чуть ли не с последними лучами солнца. Взяв билеты на самый последний поезд, который спускает туристов в долину, вечером еще успевае искупаться в термальных источниках и попробовать местной кухни. Среди экзотичных блюд можно выделить мясо альпаки и куя – специально приготовленную морскую свинку, которую разводят в этих местах и считающуюся деликатесом.

На третий день мы объезжаем все достопримечательности Долины Инков и окрестностей Куско: крепость Ольянтайтамбо, загадочные амфитеатры Морая, городок Писак с живописными руинами на вершине горы, фонтаны Тамбомачая, ритуальный центр Кенко, и, наконец, бастионы Саксайуа, которые редутом возвышаются над Куско. Как были подняты, обработаны и пригнаны друг к другу огромные камни остается загадкой и до наших пор. Все ребята в восторге от приобщения к истокам великой цивилизации.

Вечером устраиваем праздничный и вместе с тем прощальный ужин: наутро мы забрасываемся к месту начала сплава, а группа наших друзей и родственников продолжает самостоятельную поездку по стране. Прогулка по вечернему Куско: колорит улиц и площадей с подсвеченными соборм и церквями, распятый Иисус на одной горе и выложенная камнями фраза «Viva el Peru» на противоположной – все это на фоне окружающих Анд делает городок поистине мистическим.

Несколько часов езды на автобусе - и Апуримак встречает нас полуденным зноем. Находим стояночку в теньке и собираем катамараны. Из ближайшей деревушки прибегают ребятишки и с нескрываемым любопытством глазеют на нашу суету. В шесть часов уже ложится полная темнота, откуда ни возьмись, слетается мошкара, которая так и прет на свет налобных фонариков. Любое действие можно совершать только в темноте или подсвечивая кому-то со стороны. Несмотря на высоту (около 3000м) ночью очень тепло – сказывается близость экватора.

комментарий VVD: В первую ночь я дал дуба, а потом было всё теплее и теплее



наверх

каньон Кусибамба


каньон Кусибамба

Воды в верховьях еще достаточно мало, не более 25 кубов. Плесы перемежаются с мелководными перекатами. Внимание привлекают только кактусы на склонах: их много, они везде, они для нас экзотика. Впрочем, для нас в Южной Америке все экзотика. Целый день идем в ожидании каньона Кусибамба, о котором нам столько рассказывали предшественники, но только под вечер горы начинают сжиматься и появляются первые пороги.

команда перед стартом
каменные завалы каньона Кусибамба

команда перед стартом

каменные завалы каньона Кусибамба

Наутро все готовы к штурму Кусибамбы, но порог за порогом начинаем убеждаться, что ничего кроме каменных россыпей река нам пока приготовить не может: слишком мало воды, чтобы залить русло и сделать сплав интересным. Расчет на более ранние сроки похода не оправдался – по й видимости, верховья Апуримака могут быть интересны для сплава еще раньше, только по очень большой воде, т.е. в сезон дождей или сразу, после его окончания, когда идти среднее и нижнее течение будет просто самоубийство.

Так или иначе, но нам уже деваться некуда и, километр за километром, мы пробиваемся вперед сквозь каменные «заграждения». То и дело, после очередного препятствия бросаешь взгляд назад и удивляешься тому, как только что там прошел четырехместный катамаран. Самые замусоренные места приходится обносить по берегу. Спортивный сплав это напоминает с большой натяжкой. В сердцах вспоминаем тех, кто нам посоветовал залезть так высоко. За весь день с трудом преодолеваем чуть более пяти километров. Радует только то, что, судя по лоции, самый сложный участок каньона позади.

На следующий день понимаем, что просматривать с берега очередной завал уже никому не хочется, и просто пытаемся ехать все сходу, «раздвигая» камни. В некоторых порогах по нескольку раз приходится на ходу менять линию движения. Лоции все же можно верить и через несколько часов «работы» мы вырываемся на свободу. Этот факт приободряет, и команда вновь пускается в погоню за километрами. Крупный левый приток Velille почти вдвое увеличивает расход Апуримака, что с одной стороны не может не радовать, давая надежду на более полноценный сплав, а с другой стороны несколько настораживает: что же нас будет ожидать, когда мы через несколько дней подойдем к самому сложному участку маршрута.



наверх

Чёрный каньон (Black Canyon)


Чёрный каньон (Black Canyon)

Река Velille является своеобразным ориентиром начала Black Canyon – первого отмеченного участка реки в зарубежных описаниях. Классифицируется как несложный двух - трехдневный сплав, но с десятикилометровой Optional Section V class в начале. Ее - то мы и стали пробовать на вкус во второй половин третьего дня сплава.

Optional section
Optional section
За бортом
Последний порог Optional section

Optional section

Optional section

За бортом

Последний порог Optional section

Препятствия по характеру схожи с теми, с которыми мы столкнулись в предыдущем каньоне Кусибамба, но возросший расход воды позволял находить возможную траекторию движения в русле. Падение реки увеличилось, мощность возросла, количество камней не уменьшилось – все говоо об увеличении сложности препятствий, но наряду с этим фактор возросшего расхода воды стал отдушиной: катамаранам стало намного уютней и экипажи стали работать слаженнее и все больше по делу.

Наконец-то мы занялись привычным делом, работа закипела. Некоторые пороги мы даже явно недооценили: в одном из них трехтонный катамаран три раза ставило на «свечки», протискивая между булыганами. В короткий, но мощный завал под конец дня мы даже не рискнули идти, проведя а под берегом. В еще одном из препятствий смыло кормового гребца и сердца екали, когда его голова оказывалась между катом и очередным камнем: сколько известно трагических случаем, когда груженый катамаран буквально раздавливал человека, оказавшегося не в том месте не в то врея

На обработку всех порогов секции у нас ушел, в сумме, полный день, после чего непосредственно Black Canyon показался для нас простой, так называемой Warm-up секцией: несложный сплав, напоминающий саянские выкаты с, разве что, красивыми пейзажами за бортом и изумительной стоянкой на слиянии Апуримака со следующим крупным притоком – Santo Tomas.

C этого момента у нас началась игра в догонялки: мы пытались нагнать незапланированно потраченное время, что мы оставили в верховьях. Каждый час был дорог: мы стали вставать затемно и выходить не позднее восьми часов, на обеденный перекус отводили не более получаса, вечером практически шли до наступления сумерек. Впереди была неизвестная Акобамба – она притягивала нас магнитом, и мы не могли отступить от нее ни под каким предлогом. Вектор судьбы неумолимо показывал направление: только вперед и как можно быстрее.



наверх

Рафтовый участок (Commercial Section)


Рафтовый участок (Commercial Section)

На исходе пятого дня мы проплыли первый за все дни на реке автомобильный мост и подошли к началу так называемого Commercial section (рафтового участка) на прохождение которого у нас оставался один день вместо трех. Первые люди на реке: коммерческая группа на двух рафтах и safety kayak. чуем рядом на одной песчаной полочке: вечером самые стойкие из нас пытаются завести знакомство с симпатичными туристками. Но после двух совместно выпитых рюмок приходит понимание пропасти между российским нетрезвым всеобъемлющим великодушием и буржуйской сдержанностью. Неооно хлебавши, наши герои вернулись под сень родного лагеря и забылись богатырским сном.

Commercial section (" Purgatory")
Commercial section (" Dolor de Muelas")

Commercial section (" Purgatory")

Commercial section (" Dolor de Muelas")

Наутро, к нашему стыду, коммерческая группа вышла вперед нас. Не поверив вначале, мы даже опешили было от такой наглости с их стороны. И действительно вскоре убедились, что туры у рафтеров поставлены основательно: догнать мы их смогли только на обеденной стоянке. Немало птешествовав по миру по разным рекам, стоит признать, что рафтовый участок на Апуримаке очень интересный как со спортивной точки зрения, так и с эстетической. Фоновые препятствия на уровне советской «пятерки», а ряд отдельных порогов тянет на нашу «шестерку». Туристов, правда, высаживают перед этими порогами и они послушной стайкой перебегают по берегу, пока гиды проводят разгруженные рафты.

Мы же с большим удовольствием прокатили рафтовую секцию, уложившись почти в один световой день, вместо стандартных трех. Апуримак на большем протяжении течет в глобальном скальном каньоне, из которого вечерами, лежа на песке рядом с костром, очень прикольно рассматрива чужое небо, полное звезд. Три порога участка имеют твердую международную V class. В один из таких мы заехали без просмотра и были приятно удивлены его мощью и величиной бочек. Стоит также отметить, что к этому времени в реке валило под добрую сотню кубов воды, и наши катамараны не выглядели большими, как бывало в верховьях. Решив, что гидам вероятно знакома Акобамба, пытались навести у них справки, но они все открещивались, и лишь самый старый из них твердил: «five, five, five…», - подразумевая сплошную череду препятствий высшей категории сложности.

Конец рафтовой секции совпадает с автомобильным мостом дороги Куско-Лима и его окрестности являются единственным островком цивилизации практически на всем маршруте. Отсюда либо путь домой, либо вперед – сквозь Акобамбу. У нас за спиной было шесть дней безостановочног сплава, впереди еще как минимум столько же, но на порядок сложнее и неизвестнее. Короткая остановка под мостом, выкладка всех раскладов, выслушивание мнений каждого участника. Вера в собственные силы, опыт и, наконец, удачу, не оставляют сомнений ни у кого. Мы отталкиваемся от берега, прощаемся с цивилизацией и скрываемся за поворотом, спеша навстречу приключениям.



наверх

Акобамба (Acobamba Abyss)


Акобамба (Acobamba Abyss)
Пленники Акобамбы

Пленники Акобамбы

«Здесь птицы не летают, здесь звери не живут» - пейзаж за бортом становился все более безжизненнее по мере приближения к Акобамбе; река втягивалась в грандиозно глухое ущелье, где царил мир только воды и камня. Вся атмосфера была наполнена чем-то тревожным и предостерегаим для человека. Нотки опасности витали в воздухе. Шаг за шагом, поворот за поворотом мы проваливались куда-то все глубже. Nobody helps them… Все начинают понимать девиз нашего анонса: мы очень далеко от родины, мы очень глубоко в горах, мы очень далеко от любой помощи, мы полностью предоставлены только сами себе.

Акобамба (в "Слоне")
Акобамба ("Левый слив")
Акобамба (одна из бочек порога №10)
Акобамба (Порог №10, вид снизу)

Акобамба (в "Слоне")

Акобамба ("Левый слив")

Акобамба (одна из бочек порога №10)

Акобамба (Порог №10, вид снизу)

Мы выскакиваем из очередного поворота и видим, как впереди река скрывается в узком скальном сужении. По всем признакам это начало самой труднодоступной и сложной части Acobamba Abyss. Находим небольшую полочку на заходе и встаем на ночлег. Буквально через 50 метров на очередном повороте шумит следующий порог. Все это будет уже завтра, с утра, на свежую голову. Позади еще видны лучи заходящего солнца, а через несколько минут мы уже оказываемся в сумрачном каменном мешке, и только отблески проносящейся мимо воды оживляют картину.

Начав сплав наутро, сразу же оказываемся в плену каменного лабиринта. Апуримак пропилил узкую глубокую щель в толще Анд. Отполированные черные стены устремляются ввысь. Наши катамараны выглядят маленькими букашками, пробирающимися глубоко внизу.

Грандиозность каньона впечатляет. Сложные пороги следуют один за другим. На наше счастье практически перед каждым из них находится небольшая полочка, по которой можно разведать очередное препятствие, но при этом необходимо отметить, что отстраховать удается не все из них, поскольку проходы вдоль воды невозможны из-за скал. В тех же местах каньона, где стены обрываются прямо в воду, река либо относительно спокойна, либо все можно идти сходу.

Идем, старательно конспектируя описание реки для наших возможных последователей. Очень мощный интересный порог проходим во второй половине дня. Но сначала довольно долго рассматриваем его, скача по огромным береговым камням. Перепад в препятствии такой, что при заходе в него кажется, что вся река обрывается куда-то вниз. Видео-оператор же в конце порога вообще выглядит маленькой черной точкой. Катамаран пытается бросать потоком, но обоим экипажам удается выдержать необходимую линию движения, обойдя крупные обломки скал в центре русла.

Еще через километр каньон неожиданно кончается, стены расступаются, а река успокаивается. Мы находимся в легком недоумении – по информации самый сложный участок тянется на протяжении 15 км, мы же прошли не больше десяти; к тому же в описании последние пять километров хартеризовались как наиболее опасные и подчас непроходимые. Наше недоумение длилось ровно километр, после чего по уклону и рельефу стало понятно, что самое интересное начинается впереди.

Акобамба (кат проваливается в порог "Прижим")
Акобамба ("Эль Кузьмич")
На третьем участке Акобамбы

Акобамба (кат проваливается в порог "Прижим")

Акобамба ("Эль Кузьмич")

На третьем участке Акобамбы

Река, разогнавшись, уходила в каскад сложнейших препятствий. Берег на всем протяжении не скальный, а представляющий крупновалунные осыпи, которые буквально заполонили русло каменными обломками. Уклон достигал 25 м/км. Река с ревом пробивала себе путь вниз.

Полных два дня у нас ушло на преодолении этих пяти километров Апуримака. Самые сложные и криминальные места мы обносили по берегу, порой кантуя разобранный надвое катамаран через крупные валуны. Находясь столь глубоко далеко от цивилизации и не имея запаса свободного вни, мы не могли себе позволить рисковать не только нашими жизнями, но также и целостностью наших судов и еще большей потерей времени. В одном из порогов, который проходил только один катамаран, носового выбивало из упоров два раза, а катамаран избежал переворота только благодря своему большому водоизмещению.

При таком уклоне человеческий фактор играл уже все меньшую роль и, проходя то или иное препятствие, мы ощущали, что только отчасти владеем ситуацией. Все также усугубляла и неимоверная жара: к этому моменту мы скинули по высоте более полутора километров и столбик термометра на солнце по нашим данным не опускался ниже 30-35 градусов. При работе на берегу это становилось особенно заметно. Несколько человек подверглись тепловым ударам.

А до точки финиша оставалось не менее 50-ти километров сплава... У нас не было информации о категорировании препятствий или отрезков – мы ориентировались только на километраж, пройденный за день нашими зарубежными предшественниками. На эти пять километров у них ушел день работы (с обносами), мы же затратили два дня от рассвета до заката. Остаток пути они прошли за два дня, что же предстояло нам?

Тем не менее, все вздохнули с облегчением, когда стало понятно, что самый сложный отрезок позади, и даже позволили себе сделать подобие праздничного ужина. К тому же за поворотом маячил подвесной мостик: и хотя больше признаков цивилизации вокруг замечено не было, ниточк к ней все же шла.

Следующие 20 километров реки можно смело назвать одним из лучших фановых отрезков на нашей памяти: Апуримак, зажатый в ущелье, бодро бежит вниз, образуя практически на всем протяжении безостановочную цепь препятствий пятой (советской) категории сложности. Отдельные же пороги можно без натяжки приписать и к высшей – шестой категории сложности.

Наш опыт и суда позволяли ехать практически все либо сходу, либо после беглых просмотров, но заряд драйва получили все участники команды. У ребят после десяти дней безостановочной работы словно открылось второе дыхание. Мы очень быстро покрывали километр за километром, насколько это, конечно же, позволяла река. По сравнению с тремя предыдущими днями, сегодня либо все смотрелось несколько проще, либо мы уже привыкли к безостановочной смене препятствий и декораций, но чувствовали себя и более нагло и более уверенно.

Под самый вечер скалы снова стискивают реку, образуя на заходе в теснину серьезный порог: поток валится через две гряды крупных камней, причем в первой гряде трехметровые сливы, плохо просматриваемые с рабочего берега, а во второй – вся река наваливает на высокий камень-«петух», гребнем рассекающий воду. Затем каньон под прямым углом скрывается за поворотом.

С уже круглыми глазами выехали из первых сливов, и как ни работали, ни первый, ни второй экипажи не ушли от «петуха». Баллоны так раскорячило друг относительно друга, что, казалось, рамы не выдержат и сломаются, но и здесь наши суда не подвели. Полные эмоций ушли за поворот, и, как нельзя кстати, обнаружили отличную «затерянную», как мы ее назвали, стоянку: отличный песчаный пляж на изгибе русла прямо посреди возвышающегося над нами каньона.

Акобамба продолжала на всем протяжении удивлять нас суровой красотой своих неприступных, затерянных в глубине Анд каньонов. В них мы по-настоящему ощущали себя в роли первооткрывателей чего-то нового, неизведанного, все больше и больше проникаясь романтикой минувших дней…

“Big Volume” – так охарактеризован последний 35-ти километровый отрезок пути по Акобамбе. Фановый сплав по большой воде – так это можно спроецировать на всем нам понятный язык. Только надо сделать поправку на то, что первые десять километров 150-ти кубовый Апуримак течет в уз скальном коридоре, где порой и пристать к берегу на чалку не представляется возможным.

Игры с big volume
как гребут..!
Анды
Акобамба ("Кабыздох)
а Акобамба все не кончалась...

Игры с big volume

как гребут..!

Анды

Акобамба ("Кабыздох)

а Акобамба все не кончалась...

Наиболее бурная первая часть коридора, где встречается пара мощных водосбросов, в которых катамаран скрывается почти целиком, и одно узкое завальное место, где мы с трудом, подтягиваясь на камнях, разглядывали себе проход между обломками скал. Но все-таки постепенно ска отступают, ущелье расширяется, и река начинала выполаживаться. Все гребут в предвкушении скорого окончания нашего долгого пути. Делаем ставки на то, за каким же поворотом спустится серпантином дорога, которую мы видели при полете в Куско. Препятствия на реке уже стараемся не змчть, лишь приподнимаясь иногда, чтобы разглядеть перепад или спокойную воду на выходе.

И вдруг, буквально за полчаса до финиша, первый катамаран, не оценив мощи лежащего перед ним порога, сходу въехал в отвесный трехметровый запертый слив, куда падал практически весь поток. Река сжималась скалой примерно до шести-семи метров, из которых болee пяти метров было заперто длинным противотоком, и лишь в самой правой части угадывалась проносная донная струя. Как назло мы заехали аккурат вдоль скалы левого берега и были фактически обречены заранее. Катамаран выскочил из слива, но сдвинуться дальше не получалось несмотря на все усилия экипа, и его стало подсасывать обратно. Четыре весла воткнулись в воду, пытаясь вытащить катамаран из «белого» капкана, но, тем не менее, его скинуло назад в чавкающую пасть.

ну вот как-то так...
на выходе из Акобамбы (порог "Засада")
команда на финише!

ну вот как-то так...

на выходе из Акобамбы (порог "Засада")

команда на финише!

Времени никто не засекал, но примерно в течение пяти минут нас то скидывало обратно под слив, то выкидывало из него. Надо отдать должное конструкции и объему судна, в немалой степени благодаря которым мы не перевернулись, и нас не разломало мощью падающей сверху воды. Что случилось с человеком, оказавшимся в такой «стиральной машине» не хочется и представить. Гребцов вымывало из упоров, вышибло одно весло, катамаран ставило боком под слив, упрямо кончались силы – что только мы не пережили в эти минуты.

Второй экипаж в последний момент успел причалить к берегу, и ему теперь были видны лишь наши каски, мелькающие среди белой пены где-то впереди внизу. Каким-то образом в один момент мы все-таки оказались в правой части слива, и нас продернуло вперед.

комментарий VVD: на самом деле навалило на корму и выкинуло вперёд в легкой части, просто раньше выкидывало не так далеко и цеплялись не так отчаянно
Еще пару усилий и мы вырываемся из плена. Пройдено – значит прожито. Апуримак словно решил напоследок напомнить нам, кто же здесь все-таки хозяин.

Второй экипаж, учтя урок, преподанный нам рекой, благополучно прыгнул порог правой частью слива. На обоих катамаранах после «удачного приземления» обнаружены сломанные задние продолины: двухмиллиметровую дюралевую трубу перекусило словно тростинку. После такого прикчения последние километры маршрута мы крались буквально на цыпочках.

И вот в раскаленном от зноя мареве выступают очертания моста. Делаем последние гребки, выпрыгиваем на берег и карабкаемся по осыпи наверх. Puente Pasaje! Этот мост – наша финишная черта. Долгими зимними вечерами мы разглядывали фотографию, на котором были изображены зарубежные каякеры на фоне фермы этого моста, и думали, окажемся ли мы тоже в этой точке земного шара или нам этого не суждено… И вот мы здесь: группа российских туристов – водников с растянутым российским триколором фотографируется после успешного прохождения спортивного участка реки Апуримак на фоне моста Pasaje! Мы добились поставленной цели – позади 250 километров реки, позади пропасть Acobabma Abyss, позади 12 дней непрерывной работы.

Съемка сборной команды kat2.ru и nord-ost.net. Автор клипа - Жук (nord-ost.net)



наверх

Выброска


Выброска
Облетая пустыню Наска
На тихоокеанском побережье
Братья наши меньшие

Облетая пустыню Наска

На тихоокеанском побережье

Братья наши меньшие

И только на следующий день мы поняли, в какие дебри, даже по перуанским меркам, забрались, когда не могли дождаться заказанный заранее автобус для выброски с реки, который ждал нас в совершенно другом месте выше по реке, хотя неоднократно в переписке это место обговаривалось и даже показывалось на карте. В офисе турфирмы не могли не только поверить, что мы так далеко уплыли, но и не знали названия этого моста.

И только после того как проходящий мимо пастух объяснил в спутниковый телефон какие населенные пункты соединяет эта богом забытая дорога, по которой трафик отсутствует почти напрочь, на другом конце провода смогли понять, где же все-таки находятся их клиенты. Почти весь ень мы провели или под мостом, или в воде, спасаясь от нависшей жары. И как же было обидно потом, трясясь в автобусе, карабкавшемуся по серпантину, буквально за пару часов набрать те самые два километра по высоте, которые мы скидывали целых двенадцать дней.

Впереди же нас ждал облет пустыни Наска, в которой древняя цивилизация оставила свои загадочные линии, посещение тихоокеанского побережья в национальном парке Паракас, поездка на катере на острова Балестас, где гнездятся колонии морских птиц, пингвинов и котиков, прогулка по Лиме. И наконец, прощание с Южноамериканским материком, который подарил нам массу эмоций и впечатлений.

Айбатулин Равиль. август 2010 г.

Ответы на всевозможные вопросы можно получить тут yandex.ru, или обсудить на форуме:), или посмотреть фотографии.



наверх