Повороты. часть 1.

 

Прежде, чем перейти к теме поворотов рассмотрим другую – влияние ветра на движение рафта, поскольку между этими темами есть некоторая связь.

Боковой ветер даже очень слабый всегда стремится развернуть рафт носом в ту сторону, откуда ветер дует. Разумеется, если рафт движется, а не стоит на месте. У экипажа в этом случае возникает ощущение, будто один борт постоянно перегребает, и рафт всё время норовит повернуть. Это не всегда плохо. Например, если сила ветра достаточна для отчётливого поворачивающего воздействия, но в то же время значительного бокового сноса нет (так бывает, когда ветер дует под острыми углами к курсу рафта). В таких ситуациях можно отруливать только одному кормовому гребцу. Главное для него - точно регулировать силу отруливающих движений, чтобы не отрулить слишком сильно. Он должен всегда чувствовать, что даже после перекладывания носа рафта на свою сторону, собственными усиленными гребками (и с помощью ветра) можно будет вернуться на правильный курс. Управление рафтом в таких условиях удобно тем, что за курсом следит один человек, и, если он не делает ошибок, это не допускает разночтения обстановки.

То же самое происходит, если рафт запустить по траектории плавного поворота. Достаточно ввести судно в поворот отруливанием с одного борта, и оно будет поворачиваться до тех пор, пока не развернётся лагом, либо пока с противоположного борта другим отруливанием этот процесс не остановят. Это можно использовать точно так же, как в вышеописанной ситуации с ветром. Только вместо движения по прямой рафт движется по дуге, а вместо ветра работает свойство рафта доворачивать в сторону поворота. Чем лучше рулевой будет контролировать границу, за которой он уже не сможет исправить курс гребками, тем плавнее может быть дуга, выдерживаемая отруливанием только с одной стороны.

Перейдём к более крутым поворотам. Трудность в том, что сопротивление боковому сдвигу у рафта очень невелико и под воздействием силы инерции он смещается в наружную сторону поворота. И чем меньше радиус, тем больше смещение.

Предположим, экипаж хочет повернуть направо и предполагает выдержать линию движения, показанную на рисунке:

 

 

 

Что же получится на самом деле, если в управлении рафтом будут принимать участие только вторые номера (кормовые)? В этом случае рафт, который ничто не удерживает от смещения в сторону под действием инерции пойдёт по совершенно другой траектории. Более того, из-за этого злополучного смещения будет значительно теряться скорость. Как это будет выглядеть показано на следующем рисунке:

 

 

 

Что же необходимо предпринять, чтобы линия движения была всё-таки выдержана? Можно попробовать во время поворота направлять нос рафта немного правее, пытаясь пройти поворот как будто бы с меньшим радиусом, но с учётом бокового смещения линия движения окажется правильной.

 

 

 

Такой вариант возможен и иногда применяется, например, при жёстких заходах в суводи и в некоторых других случаях. Но и здесь неизбежна потеря скорости из-за всё того же бокового смещения.

А вот что делать, чтобы выполнить поворот именно так, как показано на первом рисунке и с минимальной потерей скорости, я расскажу в следующий раз.

facebook like