Повороты. часть 4.

 

В прошлый раз я рассказал, как должен действовать экипаж рафта, чтобы правильно проходить повороты. Интересно, что такая схема действий экипажа применяется при любом радиусе поворота вплоть до самого минимального. Конечно, подразумевается, что рафт должен двигаться вперёд, а не разворачиваться на месте.

Но все-таки, несмотря на универсальность, эта схема имеет некоторые ограничения по углу поворота. Чем меньше радиус поворота и выше скорость рафта, тем меньше возможный угол поворота. В условиях, когда необходимо сделать поворот на максимальной скорости и с минимальным радиусом (то есть повернуть как можно быстрее), угол задаётся только одним единственным гребком. Следующими же гребками необходимо останавливать вращение рафта. Если этого не сделать, потеря скорости из-за бокового скольжения судна станет недопустимой.

Получается, что эффективность таких крутых поворотов зависит от этого единственного управляющего гребка. Поэтому имеет смысл делать его всем экипажем. Т.е. при повороте направо одновременно с правым кормовым, который, отруливая, запускает рафт в поворот, правые первые номера делают подтягивающий гребок, левые первые номера делают дуговой гребок от носа, а левый кормовой делает либо подтягивающий гребок, либо, что предпочтительнее, дуговой гребок под корму.

На самом деле подтягивающий гребок на втором номере и дуговой гребок под корму очень похожи. На приведённых ниже рисунках я специально несколько увеличил кривизну траектории весла, для того, чтобы легче было объяснить отличия.

В чём же разница между подтягивающим гребком и дуговым под корму с точки зрения воздействия на рафт? И тот и другой продвигают рафт вперёд, а корму притягивают к веслу. Но в первом случае притяжение кормы начинается с самого начала гребка, а соотношение сил притягивания и продвижения вперёд не меняется. Во втором случае притяжение в начале гребка отсутствует вовсе, зато в конце оно может быть очень значительным. Кроме того, смещающее усилие у дугового гребка направлено больше на вращение рафта, в то время как у подтягивающего – на смещение всего рафта. Поэтому использовать подтягивающий гребок нужно, когда необходимо либо удерживать рафт от смещения в сторону, либо, наоборот, для организации такого смещения. А дуговой гребок под корму – для вращения рафта, например, во время вхождения в крутой поворот.

К сожалению, при выполнении дугового гребка под корму, часто встречается ошибка, показанная на рисунке. Хорошо видно, что, если лопасть весла будет расположена перпендикулярно её траектории, то в начале гребка часть тягового усилия потратится на вредное в данном случае отталкивание кормы рафта от весла. Поэтому правильно в начальной части гребка лопасть весла располагать перпендикулярно продольной вертикальной плоскости рафта. Контролировать угол лопасти нужно кистью верхней руки.

 

 

 

Заканчивая тему поворотов, расскажу об одной особенности отруливания. Как вы помните из прошлого урока, при крутом повороте на большой скорости, после входа в поворот, необходимо сразу же следующим гребком останавливать вращение рафта, выводя его на прямую траекторию. Для этого, завершая, например, поворот направо, правые первые номера делают дуговой гребок, правый рулевой и левые первые номера - подтягивающий гребок , а левый кормовой отруливает. Вот это отруливание в ситуации, когда корма быстро смещается в сторону отруливающего, можно выполнить так, чтобы не только остановить вращение рафта, но и придать ему некоторое ускорение. Для этого нужно изменить угол лопасти весла, как показано на рисунке.

 

 

 

В других ситуациях, когда скорость движения воды в поперечном направлении относительно рафта не высока, такое изменение угла лопасти малоэффективно.

И напоследок ещё парочка рекомендаций. Нужно стараться, чтобы лопасть весла в начале отруливания находилась, ближе к центральной оси судна и немного глубже, чем при обычном гребке, как бы под баллоном. Для этого верхняя рука должна выводиться дальше в сторону от рафта, а нижняя может быть перенесена на цевье весла немного выше.

При энергичном отруливании на весло действует довольно большая сила. Необходимо быть к этому готовым и перед отруливанием сместиться к центральной оси рафта. Иначе можно оказаться за бортом в самый неподходящий момент. Кормовой, выпадающий из рафта во время отруливания, довольно забавное зрелище, особенно на гладкой воде.

 

 

facebook like