Как выбраться в рафт из воды

 

В этом коротком уроке, в преддверии новой большой темы посвященной работе на бурной воде, я хочу поговорить о том, как в случае переворота рафта быстро поставить его обратно и занять своё рабочее место.

 

 

Существует распространённое мнение, что забираться в рафт из воды очень трудно и без посторонней помощи практически невозможно. А чтобы поставить перевёрнутый рафт на ровный киль, требуются какие-то неимоверные усилия.

На самом деле всё это сделать даже легче, чем на катамаране, просто нужно знать как.

 

Начнём с постановки рафта на киль. Поставить перевёрнутый незагруженный рафт легко может один человек, причём, если рафт не коммерческий (спортивный или туристский, то есть, не очень большой и не очень тяжёлый), это можно сделать прямо из воды, не забираясь на рафт. Правда в последнем случае хорошо, если постановщиков будет двое: нужно взяться одной рукой сверху за шнуровку дна (или за отверстия самоотлива, если дно приклеено), другой рукой обхватить баллон рафта снизу и приложить усилие, как бы закатывая его на плечо. Работать нужно синхронно с напарником и по возможности использовать валы, раскачивающие рафт.

Всё же быстрее, а главное, надёжнее можно поставить рафт, забравшись на него из воды. В этом случае для постановки любого даже самого тяжёлого рафта достаточно одного человека. Это регулярно демонстрируют гиды в коммерческих турах и спортсмены на соревнованиях. Для этого те и другие используют кусок стропы или верёвки длиной полтора - два метра с карабином на одном конце. Их наматывают и закрепляют вокруг пояса, или кладут в карман жилета, главное чтобы не разматывались и не мешали грести или плыть в случае переворота. После того, как постановщик заберётся на перевёрнутый рафт, ему нужно достать эту стропу, закрепить карабин за обвязку, ну а дальше, как говорится «дело техники».

В нашей команде такие верёвки «вставалки» всегда были у двух-трёх самых проворных членов экипажа. Это давало почти верную гарантию, что хотя бы один из них всегда окажется первым у перевёрнутого рафта.

Теперь о том, как забраться на рафт из воды. На перевёрнутый рафт вылезать несколько сложнее, чем на рафт в нормальном состоянии. Но техника используется одинаковая.

 

 

Как-то на заре нашего «рафтовождения» мы решили потренировать этот элемент – вылезание из воды в рафт. Из шести человек экипажа только один - Сергей Кардашин - знал, как это делать. Мы же барахтались возле рафта минут двадцать, но так и не смогли без подсказки понять, почему «знающий» оказывается внутри рафта за две секунды, в то время как нам требуется для этого тридцать, да и то не с первого раза. Буквально сразу после теоретического ликбеза всё встало на свои места, и разница во времени растворилась.

Всё объясняется очень просто. Подсознательно все, кто впервые пытается забраться в рафт, стараются подтягиваться за обвязку на руках, и когда голова оказывается на уровне рук, перемещают руки дальше внутрь рафта, цепляясь за всё за что можно ухватиться. При этом тело страдальца повисает на баллоне, он руками тянет себя вниз – внутрь рафта, прижимая таким образом себя к баллону, и сила трения не даёт ему продвинуться дальше.

Чтобы всё получилось, нужно действовать следующим образом:

Взяться вытянутыми руками за обвязку рафта или за шнуровку дна (если рафт перевёрнут);

Лечь на воду, стараясь, чтобы тело было расположено на поверхности воды;

Подтянуться на руках, по возможности придав телу большую скорость и, сразу же вытолкнуть себя вверх - руки при этом остаются внизу в районе пояса. Это движение напоминает выход силой на перекладине.

Когда верхняя часть туловища перевесит нижнюю, упасть внутрь рафта.

 

В приведённом видеофрагменте показан кусочек российских соревнований, в которых необходимо было совершить переворот рафта и постановку его на ровный киль. К сожалению, качество видео оставляет желать лучшего, но я надеюсь, что с учётом вышесказанного, принципиально всё будет понятно.

Обратите, пожалуйста, внимание на то, как по-разному забираются в рафт гребец с носа и гребец с кормы.

Конечно, поскольку это были соревнования, экипаж специально подготовился к перевороту, и парочка верёвочек была установлена заранее. Кстати это не самый быстрый наш переворот с постановкой. Например, на аналогичных соревнованиях на Алтае наша команда и две или три алтайские команды выполнили постановку примерно за одно время - от момента начала действий по перевороту до момента, когда весь экипаж находится в рафте, прошло семь или восемь секунд.

 

facebook like