Наконец-то бурная вода

Хотя в прошлый раз уже говорилось о том, что не следует торопиться с тренировками на порогах, я решил уделить этому моменту ещё немного внимания, поскольку считаю его очень важным.

 

Cовершенно очевидно, что работа экипажа в рафте на текущей воде (порог, шивера, сильное течение) и работа на гладкой воде, абсолютно одинакова. Я имею в виду, что техника, синхронность, частота, мощность гребли, в общем, всё то, о чём шла речь в прошлых уроках, при переходе с гладкой воды на бурную не должна изменяться. Все знают, что это так и никак иначе, и знают, почему это так, и, тем не менее, как только рафт выходит на тренировку в порог – всё пропадает. От техники остаются рожки да ножки, синхронность гребли напоминает движения лапок у таракана, ускорения, отруливания, мощность гребков – всё идёт прахом. Кстати сказать, такое наблюдается не только у новичков.

 

Почему же так происходит? Как мне кажется, дело в привычном подходе к тренировкам, оставшемся от гладкой воды.

 

Тренируясь на гладкой воде, почти любой элемент можно отрабатывать, так сказать, постепенно, понемногу увеличивая скорость. Делать тоже самое на бурной воде практически невозможно. Как правило, есть некоторый скоростной рубеж, ниже которого выполнение упражнения становится бессмысленным, поскольку это в принципе неосуществимо.

 

Таким образом, неопытный экипаж, выходя тренироваться на течение и пытаясь по привычке делать всё постепенно, сталкивается с неразрешимыми проблемами и только ломает свою неокрепшую технику.

 

Чтобы этого не происходило, надо, во-первых, выбирать для начала простые и короткие упражнения, и, во-вторых, выполнять эти упражнения на скорости близкой к максимальной, даже если сначала плохо получается. В то же время нельзя впадать в другую крайность и увлекаться частотой гребли. Темп не должен быть выше того, которым экипаж гребёт на гладкой воде. Надо строго следить за синхронностью гребли и своей техникой. Если последняя меняется к худшему, значит обратно на гладкую воду, или в гребную яму.

 

Возникает резонный вопрос: «Если переход с гладкой воды на бурную сопряжён с такими трудностями, не лучше ли новичкам сразу тренироваться в порогах, а не тратить время на пустяки»? Нет, не лучше. Бывает, конечно, что человек очень быстро вникает в «тему» и начинает работать правильно, особенно, если он тренируется в составе опытного экипажа. Но чаще отвлекающие факторы, привносимые бурной водой, не дают начинающему рафтеру полностью сосредоточиться на своей технике, координированной работе, выполняемом упражнении. В результате совершаются ошибки. Самое неприятное, что такие ошибки, особенно в технике, возникают не сразу, а постепенно и успевают закрепиться прежде, чем их замечают. Исправлять закрепившуюся ошибку очень трудно.

 

Есть ещё одна причина, почему так важна гладкая вода.

Влияние на рафт каждого из шести членов экипажа сравнительно невелико, и если один совершает ошибку, то заметить это сразу удаётся далеко не всегда. А если ошибки делают одновременно несколько гребцов, разобраться в причинах неправильного поведения судна ещё труднее. А теперь представим, что на рафт действует дополнительная не совсем предсказуемая для неопытного экипажа сила – вода. В этом случае экипаж, который не тренировался на гладкой воде или тренировался недостаточно, вообще не способен понять, когда рафт перемещается или поворачивается в результате его собственных усилий, а когда это происходит под воздействием воды.

 

Панацеей от всех этих бед является правильная дозировка и чередование тренировок в порогах и на гладкой воде

 

facebook like