Начнём с самого простого. Дано: шустрая извилистая речка без ярко выраженных препятствий в виде там бочек, камней, завалов, прижимов и т.п. Но течёт быстро с множеством мелких валиков и бочечек. Необходимо сплавиться на рафте вниз по течению от пункта «А» (типа старт) до пункта «Б» (соответственно финиш) и хорошо бы это сделать максимально быстро. Какой же тактики надо придерживаться, как выбрать траекторию движения, чтобы это получилось.

 

На первый взгляд ответ очевиден -- идти там, где самое быстрое течение. Ответ неверен. Как не удивительно, но оптимальная линия движения рафта на реке довольно редко совпадает с траекторией основной струи (так называют ярко выраженное течение, выделяющееся из общего потока реки). На всякий случай, чтобы быть правильно понятым, хочу уточнить, что речь идёт о длинных (прогонных) участках реки, где термин «основная струя» не связан со сливами, языками, выкатами в конце порогов и т.п. В перечисленных случаях, как говорится, всё ясно.

 

На прогонных же участках, без выраженных локальных препятствий основная струя имеет интересное свойство. По центру основной струи , как правило, образуются небольшие, но близко расположенные, валики, по которым, кстати, многие и определяют эту самую струю, что не всегда правильно. Так вот, эти валики ощутимо тормозят рафт. И не только рафт, но даже и сама вода движется в этом месте медленнее. Складывается парадоксальная ситуация, когда визуально выраженная основная струя на самом деле является более медленной разделительной полосой между более быстрой водой.

 

Найти ту золотую середину между центром струи и её краем, где мелких валов уже почти совсем нет, но и скорость течения становится ниже -- задача непростая. Тем более что на неё накладывается решение других задач, в частности, маневрирование, связанное с поворотами реки, смещением, пропаданием и появлением основной струи в потоке. Эта струя живёт своей особенной жизнью, хотя некоторые закономерности, связанные с характером русла, можно и проследить.

Несколько слов об одной из таких закономерностей и о том, как в этой связи действовать экипажу рафта.

 

Предположим, что после довольно продолжительного прямого участка русло реки поворачивает налево, а потом направо, т.е. образует зигзаг. Предположим также, что в потоке на всём протяжении прослеживается основная струя (показана синим). Движущаяся по инерции вода сначала будет прижиматься к правому берегу и, отразившись от него, к левому. В зависимости от радиусов поворотов и скорости течения, вариантов траектории основной струи бесконечное множество, для примера я приведу два. Красным цветом показана линия движения рафта.

 

       

В первом случае, пройдя поворот по левой стороне, необходимо сделать пересечение основной струи с тем, чтобы следующий поворот идти по правой стороне. Правильно проходить все повороты по внутренней стороне струи. С одной стороны, как я уже говорил, центр струи медленнее, а с другой -- так короче. И чем больше, кроме всего прочего, отношение -- скорость рафта / скорость течения, тем выгоднее становится срезка и тем меньший относительный радиус поворота можно задавать.

 

Во втором всё то же самое, но вместо одного пересечения надо сделать два.

 

Напоследок упомяну одну особенность движения рафта на текущей воде во время пересечений, а также поворотов, если экипаж использует вариант, который показан в одном из прошлых уроков на последнем рисунке. Надо иметь в виду, что скорость и направление движения рафта относительно берега складываются из скоростей и направлений движения самого судна и течения. Поэтому когда направления одного и другого разные, как в упомянутых случаях, бывает довольно трудно использовать береговые ориентиры, поскольку они всё время смещаются относительно правильного курса. К тому же создаётся ложное впечатление, что рафт и по воде движется лагом или полулагом, что вызывает неистребимое желание выправить курс. Особенно трудно бороться с этим желанием первым номерам. Им кажется, что половина их пахотной работы уходит впустую из-за «этих идиотов на корме».

facebook like